Кто не работает, тот не ест

Часто ли вы при разговоре цитируете Библию? Может быть, вы удивитесь, когда узнаете, что даже если вы никогда не читали Священное Писание, в вашей речи встречается немало крылатых выражений, которые имеют библейское происхождение. Вот некоторые из них.

Умывать руки

Выражение «умыть руки» имеет значение: снять с себя всякую ответственность за что-либо, объявить о своём неучастии в деле. Оно пришло в наш язык из Евангелия, где описывается, как римский прокуратор Понтий Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса Христа для казни, и сказал: «Не виновен я в крови Праведника Сего» (Матфея 27:24). Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству. Этот обряд описан в книге Второзаконие 21:1-9. Если человек, не виновный в преступлении, омывал водой руки и во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сём» или: «Руки мои чисты», это равнялось торжественной клятве.

крылатые выражения изб младенцев

Кто не работает, тот не ест

Плакаты с грозным предупреждением: «Кто не работает, тот не ест» в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом «красном уголке», и поэтому оно устойчиво ассоциируется с социалистической системой. Большинству наших сограждан, считающих автором этих строк Владимира Ильича Ленина, невдомёк, что они позаимствованы из Библии. Их написал апостол Павел во 2 Послании к Фессалоникийцам 3:10: «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

При каких обстоятельствах были произнесены эти слова? В начале 50-х годов I столетия по Р. Х. в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники) приходит апостол Павел с проповедью христианства. От него фессалоникийцы впервые слышат о Христе: о Его Воскресении и Втором пришествии. Проповедь апостола Павла о Втором пришествии Христа произвела настолько сильное впечатление на верующих, что многие стали ждать Спасителя буквально со дня на день. Они бросили работу и самые необходимые для человека заботы, считая бессмысленными повседневные дела. Апостол кратко противопоставляет рассуждению фанатиков идею о том, что труд является благословением, а безделие — проклятием.

Избиение младенцев

Выражение пришло в наш язык как память об описанном в Евангелии повелении иудейского царя Ирода. Услышав от волхвов о рождении Иисуса Христа, названного ими царём иудейским (Матфея 2:1-5), царь Ирод обеспокоился, что Младенец может представлять собой угрозу для его владычества, и отдал приказ об умерщвлении всех малолетних детей в Вифлееме (месте рождения Иисуса): «Тогда Ирод… весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матфея 2:16).

Страшное насилие состоялось. Но по провидению Божьему Младенец Иисус был спасён от гибели. Ангел предупредил о готовящейся расправе Иосифа, мужа Марии, и семья поспешно переселилась в Египет. С тех пор слово «ирод» стало обозначением изверга, злодея. А выражение «избиение младенцев» употребляется (чаще в шутку), когда какой-либо человек несправедливо и жестоко (обычно в споре) расправляется со своими противниками, которые, как дети, заведомо слабее его.

Добавить комментарий