Родословная Иисуса Христа. Что хотел сказать Матфей?

Первая глава Евангелия от Матфея. Длинный список имён. Современному читателю может показаться, что Матфей выбрал очень странное начало для своего Евангелия, которое у любого может отбить охоту читать дальше (1:1–17). Но для иудея это было совершенно естественно и правильно — начать повествование о жизни Иисуса Христа именно с Его родословной.

Иудеи чрезвычайно интересовались родословными, потому что придавали большое значение чистоте своего происхождения. Человек, в крови которого была примесь крови иноплеменников, не мог называться иудеем и членом богоизбранного народа. Поэтому было чрезвычайно важно, чтобы родословную Иисуса можно было проследить до Авраама. Она также должна была служить доказательством того, что Иисус — Сын Давидов (согласно пророчествам, Мессия должен был быть потомком царя Давида).

Что ещё мы можем извлечь из этого отрывка?

 Три этапа

Родословная состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует одному из периодов в истории израильского народа.

Первая часть охватывает историю до царя Давида. Давид сплотил Израиль в народ и сделал из него сильную державу, с которой должны были считаться в мире. Вторая часть охватывает период до вавилонского плена. В этой части говорится о позоре израильского народа, о его трагедии и несчастье. Третья часть охватывает историю до Иисуса Христа. Иисус Христос освободил людей из рабства греха, и в Нём трагедия обернулась победой.

Эти три части символизируют три этапа в духовной истории человечества.

  1. Человек родился для величия. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27). Человек был создан для общения с Богом, для любви и счастья.
  2. Человек утерял своё величие. Вместо того чтобы быть другом Бога, человек стал рабом греха. Как выразился английский писатель Г. К. Честертон: «Что, однако, верно о человеке, так это то, что он вовсе не то, чем он должен был стать». Человек использовал данную ему свободу воли для того, чтобы оказать открытое неповиновение Богу.

человек утерял свое величие

  1. Человек может вновь обрести своё величие. Но даже после этого Бог не оставил человека на произвол судьбы и его пороков. Бог не допустил, чтобы человек погубил себя своим безрассудством, не позволил, чтобы всё закончилось трагедией. Бог послал в этот мир Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы Он спас человека из трясины греха, в которой тот погряз, чтобы человек мог через Него обрести утерянную им дружбу с Богом.

Сотворение, грехопадение, СПАСЕНИЕ. Это 3 этапа в истории человечества. История жизни каждого из нас проходит первые два этапа и, по милости Божьей, может завершиться третьим, победоносным этапом спасением во Христе.

«Не праведников, а грешников»

Самым поразительным в родословной Иисуса Христа являются имена женщин. В иудейских родословных вообще крайне редко встречаются женские имена. У женщины не было юридических прав; на неё смотрели как на вещь; она была лишь собственностью отца или мужа, и они могли делать с ней, что им угодно. В каждодневной утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Он не сделал его язычником, рабом или женщиной.

Но если посмотреть на этих женщин — кто они были и что они делали — приходится удивляться ещё больше. Рахав, или Раав, как она названа в Ветхом Завете, была блудницей из Иерихона (И. Навина 2:1–7). Руфь была даже не еврейка, а моавитянка (Руфь 1:4), т. е. из враждебного и ненавистного народа. Фамарь была искусная соблазнительница (Бытие 38). Вирсавию, мать Соломона, Давид самым жестоким образом отнял у Урии, её мужа (2 Царств 11, 12). Если бы Матфей искал в Ветхом Завете самых неподходящих кандидатов, он не смог бы найти более невозможных предков для Иисуса Христа. Но, конечно, в этом есть и нечто ещё. Здесь, в самом начале, Матфей показывает нам, как падают БАРЬЕРЫ.

  1. Барьеры между женщинами и мужчинами. Мужчины и женщины одинаково дороги Богу и одинаково важны для Его целей.
  2. Барьеры между иудеями и язычниками. Рахав — женщине из Иерихона, и Руфи — моавитянке — нашлось место в родословной Иисуса Христа.
  3. Барьеры между святыми и грешниками. Бог может использовать для Своих целей и вписать в Свой план даже того, кто очень много согрешил.

«Я пришёл, — говорит Иисус, — призвать не праведников, но грешников» (Матфея 9:13). Уже здесь, в самом начале Евангелия, есть указания на всеохватывающую, превосходящую воображение любовь Божью. Иисус Христос пришёл, чтобы спасти ВСЕХ.

Подготовила Анастасия Пачина
На основе комментариев к Новому Завету У. Баркли

Добавить комментарий