«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Исход 20:7
Обычно, когда мы слышим эту заповедь Божьего Закона, мы думаем о простой речевой привычке. «Ради Бога», «О Боже», «О Господи!», «Не приведи Господь», «Слава Богу». Согласитесь, не всегда эти выражения употребляются согласно их смыслу. Иногда это воспринимается просто как дурная привычка, иногда звучит более чем кощунственно. Но всё же, за некоторыми исключениями, мы не воспринимаем это причитание как серьёзный грех. Но Библия ясно даёт понять, что это важно. Заповедь, запрещающая произносить имя Бога всуе, стоит рядом с заповедями, запрещающей убийство, воровство, прелюбодеяние.
Иногда кажется, что в принципе это легко — не произносить имя Бога. Кто-то говорит, что привычки формируются 12 дней, кто-то — 35, но в любом случае даже от этой привычки можно избавить без труда. Но всё ли так просто?
Покачивающийся от обилия алкоголя в крови мужчина средних лет плетётся по улице на следующий день после Пасхи. Он не в себе, он в нечеловеческом виде и, скорее всего, накануне он доставил жене и детям достаточно хлопот. Но он кричит вам в след: «Христос воскресе!»
Молодая девушка стоит на улице с ребёнком в руках (скорее всего, напичканным снотворным, чтобы он постоянно спал) и табличкой: «Подайте Христа ради!» Если рядом стоят иконы, размер средств, которые собирают такие люди, наверняка возрастает.
Человек с телом, которое могло бы быть иллюстрацией к детской Библии. На левой груди может быть крест, на правой — Мария с младенцем Иисусом, а на спине и вовсе надпись «Бог хранит». Думаю, всем понятно, что подавляющее большинство людей делают такие рисунки не в тату-салоне, а в местах лишения свободы. Думаю, всем понятно, что попадают туда в большинстве своём за несоблюдение всем известных заповедей того самого Бога, который нарисован теперь у них на груди.
Разве всё это не подходит под описание «произносить имя Бога напрасно»? Да это не то что напрасно, это совершенно бессовестно! Думаю, в этом вопросе многие со мной согласятся.
Но мы пойдём дальше.
Вы никогда не попадали в ситуации, когда человек, который ведёт в жизни себя некрасиво или нечестно, высоко рассуждает о нравственности, духовности и любви к людям? Не хочется ли вам тогда сказать: «Извини, твои слова и походы в церковь не имеют никакого значения, пока ты (к примеру) изменяешь своей жене». Такие люди встречаются, что уж спорить. Встречаются и такие, кто, пользуясь своей репутацией примерного христианина, проворачивает дела, за которые примерному христианину должно быть стыдно.Вы никогда не заходили в социальных сетях на страницы людей, у которых в графе «религиозные взгляды» стоит «христианство» или название одной из конфессии. Иногда стоит лишь продолжить рассматривать страницу дальше, чтобы понять, что человек не имеет отношения к настоящему христианству.
Все эти рассуждения о Боге, отвлечённые от реальной жизни, называния себя христианином при беззаконии… не являются ли также нарушением третьей заповеди?
Подумайте, а я пока задам ещё один вопрос.
Всегда ли мы — да-да, не обманщики, не преступники, не алкоголики, а мы с вами, обычные с виду люди — живём так, чтобы было не стыдно в любой момент сказать: «Я верю в Бога», «Я христианин», «Я хожу в церковь»?
Всегда ли мы говорим о Боге то, что действительно думаем, действительно чувствуем и действительно претворяем в жизнь? Всегда ли мы, называя себя христианами, действительно стараемся этими христианами быть?
Если наши высокие рассуждения расходятся с нашей жизнью и нашими мыслями, то мы не более чем сотрясаем воздух. Не более чем носим маску. И не более чем упоминаем имя Божье всуе.
«Не носи имя Бога напрасно» – так звучит эта заповедь в одном из библейских переводов. И это гораздо более сложно, чем избавиться от привычки божиться.
Не называйтесь христианами просто так.
Виктор Марьин