Волшебная пуля. Часть 2

Докторант Адриана Лерас-Муни долго искала необычную, малоисследованную тему для своей диссертации по экономике. В старой деловой газете она наткнулась на статью, в которой говорилось о том, что для улучшения здоровья и продолжительности жизни разумнее вкладывать средства в образование, а не в медицину, как это было раньше.

Наконец она разработала способ это проверить. Начиная с 1890-х годов некоторые из американских штатов проводили политику постоянного увеличения продолжительности школьного образования. Что, если сравнить их демографические данные и клиническую статистику?

«Нужно было понять, – объясняла доктор Лерас-Муни Нью-йоркскому корреспонденту Джине Колата («Неожиданный секрет долголетия: продолжайте учиться», Нью-Йорк Таймс за 3 января 2007 года), – что происходило, когда продолжительность школьного общения увеличивалась с шести до, скажем, семи лет. Кто жил дольше: те, кто учился шесть лет, или те, кто на год больше.)

Найти необходимые данные оказалось непросто, но и результаты исследования поражали. Каждый год дополнительного образования добавлял студентам в возрасте около 35 лет как минимум 18 месяцев жизни.

Подобные исследования, проводимые и в других странах, показывали неизменный результат: учеба увеличивает продолжительность жизни.

Что характерно, с течением времени этот эффект лишь набирал силу – и чем дольше люди учились, тем он становился очевиднее. Аналитики продолжали недоумевать. Может быть, причина была в том, что продолжительное обучение прививало навык ожидания «отложенного воз награждения»?

Ученые продолжают искать ответы на эти вопросы, но уже сейчас значение этого открытия очевидно. Со временем обнаружили, что есть и другие важные составляющие долголетия, например активная социальная жизнь. На старших курсах Гарвардского университета будущая профессор Лиза Беркман изучала феномен отменного здоровья, которым отличались адвентисты. Она предположила, что основным фактором было вегетарианство, однако заметила и другое обстоятельство, никак не связанное с питанием: адвентисты реже болели потому, что медленнее старели. Причина? Они вели гораздо более активную общественную жизнь.

Кроме того, Беркман отметила, что адвентисты уже многие годы придают важное значение образованию.

Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Пр.19.8

Начало истории

0 replies on “Волшебная пуля. Часть 2”