Экзамен на честность

Большинство учащихся перед экзаменами становятся крайне суеверны и набожны. Они надеются на Бога, на удачу, на учебник под подушкой, на шпоры, конечно же! Но я считала, что если я надеюсь на Бога, то всё остальное мне не нужно.

Я тогда училась заочно на первом курсе университета. Намечался экзамен по высшей математике. Мы получили 63 вопроса. Часть ответов нам дал преподаватель под запись, но на большинство вопросов мы должны были сами найти ответ в толстой книге.

Весь день до экзамена я читала учебник и записывала нужные ответы. Вечером у меня остался неотвеченным только вопрос № 42.

В день испытания знаний, пока мы ждали преподавателя в аудитории, я спросила у однокурсниц, знают ли они нужный мне ответ. Мы успели только обсудить начало вычислений, как пришёл наш экзаменатор. Он раздал всем присутствующим по билету, в котором был только один вопрос. И вы знаете, какой из них достался мне? Тот, что я не знала, — № 42!

До этого случая я сдавала экзамены на «отлично», и мне не хотелось получать низкий балл. Что же делать? Я помолилась про себя, вспомнив когда-то найденное мной в Библии обещание Бога: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иеремии 33:3). Но как Он мне покажет?

— Что не пишешь? — тихо спросила меня соседка по парте.

— Я не знаю ответа на вопрос, — прошептала я.

Заботливая однокурсница показала спрятанный под партой учебник по высшей математике, открыла нужную мне тему и говорит:

— Вот. На. Пиши.

— Не могу списывать. Это не честно, — я была смущена неоднозначностью ситуации. Я считаю, что на экзамене (или контрольной) проверяются знания студента (ученика), как он усвоил материал. А не то, как ловко мы можем скопировать чужие мысли:) Это ведь будет обман, а христиане так не поступают.

Соседка, конечно, не поняла мой отказ. Она хотела сделать мне «добро», а я… А я стала припоминать беседу в аудитории до прихода преподавателя. Записала всё, что вспомнила. Получилось на пол-листа формата А4 и очень сумбурно. Я ещё раз переписала начало своего ответа на этой же странице. К сожалению, я не понимала даже одной третьей данной темы.

Время истекло. Экзаменатор собрал наши листочки, попросил всех ожидать в соседнем помещении — и стал принимать студентов по одному. Оказалось, что он очень строгий. Редко кому он ставил высокий балл. Мои однокурсники были рады даже тройке. Некоторые (и это были не единицы) и вовсе «провалили» экзамен — им нужно будет подготовиться и пересдать его во время между сессиями.

Я всё оттягивала момент своего позора. Обстоятельства складывались так, что мне тоже, наверное, придётся сдавать экзамен после сессии. Надо также добавить, что к экзамену нам дали решить по несколько контрольных работ. Большинство студентов-заочников заплатили деньги, чтобы кто-то знающий сделал им задания — и давно уже сдали эти контрольные. Я же не имела возможности платить, да и считала это неправильным. Решила то, что смогла, а с остальным не знала, что и делать. Ещё и поэтому, вы понимаете, у меня не было шансов сдать этот экзамен.

И вот он, момент истины. Преподаватель берёт мой листок с попытками ответить на вопрос № 42, бегло просматривает его — и откладывает в сторону. Потом он смотрит на меня и задаёт другой вопрос. Ответ на него не был записан в тетради, но я вспомнила (думаю, тут не обошлось без Бога), как читала об этом дома, в учебнике по высшей математике. Один график из книги «всплыл» перед моим мысленным взором — и я начала устно его описывать.

Экзаменатор прервал меня, и стал что-то писать в моей зачётке. И он написал «отлично»! Я снова растерялась от неожиданности:

— А как быть с контрольными? Мне их сдавать?

— Ничего не надо, — был ответ. — Я уже поставил вам оценку. Идите.

Я не верила происходящему. Вот так легко и просто?! Не может быть!

Однокурсники, зная мою ситуацию, спросили: «Ну, как?»

— Пять!

Они удивились.

Что ещё добавить? Получается, что Бог вознаграждает честность и доверие Ему. Для меня этот случай стал большим уроком и свидетельством могущества Бога, Который в силах сделать даже, казалось бы, невероятное, когда мы со своей стороны проявляем послушание Его требованиям.

Ната Царегородцева

Первый комментарий

  • Очень интересная статья, тем более, что пятерку получил человек, который не знал предмет на пять. Честно ли это? Нате можно было поставить пять за христианское поведение, но, однако, экзамен же был по математике, насколько я поняла, а не по христианскому поведению? Я бы не придиралась к этой статье, если бы она не касалась Бога. Я тоже поступила в университет при помощи чуда, которое сделал Бог. Я вообще не изучала историю Казахстана, экзамен по которой мне пришлось сдавать. И Бог дал мне ответить отлично не на один билет, как Нате, а на 30 вопросов, ни один из которых я не знала. И это сделал Бог. Честно ли Он поступил? Я не списывала, но молилась и ставила ответы на вопросы закрытыми глазами, т. к. было тестирование: 30 вопросов, в каждом из которых по пять вариантов ответа. И я набрала столько баллов закрытыми глазами, что смогла поступить на грант (бесплатное обучение за счет государства). Грантов на мой вид профессии было только пять на всю Республику Казахстан. Интересно, что мой сын, воспользовавшись моей историей, которую он, конечно же знал, сдал подобным образом экзамен по казахскому языку в школе в пятом классе. У него выходила двойка за год, и он должен был остаться на второй год, если не получит на экзамене хотя бы четыре. Бог сделал для него это чудо (у него также были тесты на экзамене). Он получил четверку наравне со всеми отличниками, т. к. экзамен был чрезвычайно сложный и ни один отличник не получил пять на том экзамене. И опять же это сделал Бог. Так за что же Бог вознаградил меня и моего сына? За честность, или просто дал по вере, ибо Он милостивый Бог, и “скорый помощник в бедах”. А также Он – Господин Вселенной. Если Он посчитал нужным дать образование человеку, который не может за это заплатить, то Он – Господин Вселенной, конечно, имеет все права это сделать. Это мое мнение. …

Комментарии закрыты