Конец

22 октября 1844 года, в день, когда Елена Гармон со своей семьей ожидала пришествия Иисуса, в их городок приехал знаменитый «Генерал Мальчик-с-пальчик», ростом всего 65 см. Известный циркач Финиас Тейлор Барнум научил семилетнего лилипута петь, танцевать и подражать знаменитым людям. В мире, где еще не существовало радио, телевидения и кинематографа, этот номер был гвоздем сезона, а билет на представление стоил всего 12 центов.

Знаменитый карлик, приехал и уехал, а Иисус так и не пришел. Блаженство последнего ожидания сменилось глубоким отчаянием. Как позднее писала Елена: «Наша смертная природа все еще была с нами, последствия проклятия, лежащего на людях, все еще окружали нас. Как тяжело было возвращаться к досадным житейским заботам, которые, как мы надеялись, были навсегда в прошлом. Какое страшное разочарование постигло небольшую группу людей, чья вера была столь глубока, чья надежда была столь сильна. Но мы были удивлены, что так свободно чувствуем себя в Господе и что Его сила и благодать так поддерживают нас».

Последователи Миллера силились постичь, почему они все еще живут в мире, который готовы были покинуть навсегда. Пророчества казались столь ясными. Может быть, нужно было еще немного подождать? А что, если они, ошиблись? Что с ними произошло? Некоторые говорили, что Иисус пришел – но не буквально, а духовно. Историк Джордж Найт пишет, что некоторые из них едва не помешались: «Одни говорили, что они безгрешны, другие отказывались выходить на работу, ведь они, по их словам, уже вошли в период тысячелетней субботы. Другие, следуя библейскому совету стать как дети, отказывались есть ножом и вилкой, передвигались на четвереньках и т.д. (Краткая история адвентистов седьмого дня, с.29).

Остальные, однако, продолжали считать, что 22 октября 1844 года что-то важное все-таки произошло. В Дан.8:14 говорилось, что «Святилище будет очищено». Где находилось это святилище, и как именно оно очистилось? Фермер-методист Хирам Эдсон первым предложил- ответ на эти вопросы. 23 октября он полями возвращался с молитвенного собрания, когда ему в голову пришла простая догадка: святилище, о котором шла речь, было на небе. Как впоследствии говорил Иосиф Литч, заключительному суду должен предшествовать судебный процесс. Все по-честному.

Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам’. Дан.8.26.