Пасха. С чем ассоциируется у вас этот праздник? Весна, крашеные яйца, куличи, ароматный ванильный творог с изюмом и традиционное: «Христос воскрес!» Как и большинство людей, я была уверена, что Пасха — это праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Да и празднуется он в воскресенье, по весне, когда вся природа оживает. Всё сходится!
Но однажды я беру в руки Библию и, листая её, натыкаюсь на такой эпизод из жизни Иисуса Христа, описанный в Евангелии от Марка: «В первый день опресноков, когда закалали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Марка 14:12).
Позвольте, здесь речь идёт о Пасхе, причём, празднует её Сам Иисус! Получается, что праздник этот отмечали ещё при жизни Христа. Да и угощение за пасхальным столом существенно отличается от современного: пресный хлеб (опресноки) и запечёный молодой барашек (агнец).
«Какая тебе разница?» — скажете вы. Это всего лишь традиция, к тому же, приятная. Поход в гости к бабушке, яйца, куличи, блины, и всё такое вкусное…
Что поделать? Такая моя натура: бабушка — это авторитет, традиция — это хорошо. Но уж если речь заходит о религии, то консультироваться лучше с её основателем, а именно — с Иисусом Христом. Набираюсь терпения и прочитываю до конца Евангелие от Марка. Шокирующие своей несправедливостью сцены распятия Христа, скорбные похороны, потом торжество Его воскресения, последние наставления ученикам, торжественное вознесение на небо… Всё! Ни слова о куличах и крашеных яйцах. Пролистываю Евангелия от Матфея, от Луки, от Иоанна — та же картина, но добавляются некоторые детали.
- Пасху праздновали задолго до распятия Христа. К примеру, Его родители праздновали этот праздник, когда Иисус был ещё мальчиком. (Евангелие от Луки 2:41).
- Иисус праздновал Пасху со Своими учениками в четверг (Евангелие от Матфея 26:17), а распят Он был в пятницу, и этот день тоже называли Пасхой (Евангелие от Матфея 26:2).
- Пасхальные дни называли опресночными, и в это время не только не пекли куличей, но и не готовили ничего из дрожжевого теста — только сухие пресные лепёшки (Евангелие от Луки 22:1).
- Пасхой называли не творог с изюмом, а принесённого в жертву агнца (ягнёнка) (Евангелие от Луки 22:7).
Интуитивно чувствую, что в этом агнце и кроется разгадка «пасхальной головоломки».
Выручает телевизор. Накануне праздника диктор обстоятельно рассказывает историю из Ветхого Завета, согласно которой евреи спаслись бегством из египетского рабства. За притеснение Своего народа Бог осудил египтян на страшную казнь: в каждой семье должен был погибнуть первенец. Но верующих в Него Бог предупредил: принесите в жертву агнца и его кровью помажьте косяки дверей, тогда ангелгубитель пройдёт мимо, и никто из вас не погибнет. И так было в каждом доме: там, где умирал агнец, сын оставался в живых. И пока в домах египтян рыдали, оплакивая умерших, евреи вышли из Египта. Пасха — это праздник освобождения тех, кто поверил Божьим словам, тех, чью смерть невинный агнец взял на себя.
Постойте, гдето я уже чтото похожее читала. Да, в Евангелии от Иоанна была такая сцена: Иоанн Креститель видит «идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира» (Иоанна 1:29).
Библейские тексты, как детали конструктора, складываются в ясную логическую цепочку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16). Я понимаю, что, назвав Иисуса Агнцем, Иоанн предсказал, что Он будет жертвой, через которую спасутся люди.
«Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Библия, Послание римлянам 6:23). Вот от какой смерти спасает АгнецИисус! От наказания за мои грехи. Честно признаться, было несколько моментов в жизни, когда я всерьёз задумывалась, что за всё, что я совершила плохого в жизни, однажды придётся ответить. Ясно, что с грехами в Царство Божье путь закрыт. От этого становится страшно, но как избежать наказания? И тут от осознания этой новой, нахлынувшей на меня информации сама собой рождается молитва: Господи, спаси! Если Ты послал Сына Своего, чтобы спасти грешников, пусть Он и меня спасёт!
И как утвердительный ответ с неба вновь звучат слова Библии: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Послание коринфянам 5:7). «Не бойся, только веруй» (Евангелие от Луки 8:50).
Выходит, что Пасха — это не «Христос воскрес!» Пасха — это значит, что Иисус умер за мои грехи, умер вместо меня, избавив меня от вечного наказания. Покаявшись перед Ним, я могу начать жизнь с чистого листа. Эта мысль окрыляет!
Какая пропасть лежит между возвышенной вестью о Спасителе Иисусе и ежегодным весёлым застольем, на котором имя Его упоминается между поцелуями, скорее, как весёлая присказка! Но откуда же тогда куличи и яйца? Ответить на вопрос о сопровождающей праздник снеди оказалось проще простого. Об этих атрибутах праздника ни слова не написано в Библии, потому что пришли они в христианство из различных языческих культов. Это не повеление Слова Божьего, а человеческая традиция. Хорошая или плохая — не мне судить. Главное, что в моём сердце слово «Пасха» связано теперь навеки не с тем, что насыщает мой желудок, а с любовью Божьей и надеждой, которые согревают мою душу.
Таисия Алексеева