«Один только развитый ум не обеспечивает человеку соответствие Божественному мерилу. Сила есть только в том уме, который освящен Духом Божьим и находится под его управлением» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 519).
В нашем мире интеллект самоценен, и существует опасность, что христиане тоже включатся в эту игру.
Прекрасно, когда можно поаплодировать результатам трудов блестящего ума, но еще прекраснее, когда своим умом человек служит Господу.
Человек, который хвалится своим умом, не воздавая должную честь Творцу, обращает свой ум скорее во зло, чем в добро, как для себя, так и для окружающих. Интеллект, который поддается дурным наклонностям и злу, становится проклятием для своего обладателя и для тех, кто попадает под его влияние.
Сегодня понятие мудрости в основном связывают с интеллектуальными достижениями. Мудр тот, кто сумел написать книгу, построить успешный бизнес, стать знаменитостью, реализовать крупный проект и т.д. Однако древнееврейское понимание мудрости гораздо богаче современного. Древние евреи понимали под мудростью прежде всего умение жить.
В библейские времена мудрость была образом жизни в совершенной гармонии с Богом, самим собой, с другими людьми и природой. Соломон был мудрым, по крайней мере в течение какого-то времени, в этих четырех аспектах.
Наш упор на интеллект заставляет нас забывать, что человек — разностороннее существо, и его жизненный опыт складывается из многих составляющих, не менее важных, чем ум. Мы восхищаемся профессионалами и теми, кто достиг успеха в определенной области, но это только одна сторона монеты.
Как сказал английский философ Джон Стюарт Милль, «в первую очередь все мы люди, и только потом — адвокаты, врачи, торговцы или производители; и если сделать людей разумными и способными, то они сами сделают себя способными и разумными адвокатами и врачами».
Перефразировав мысль, можно сказать, что прежде всего мы — люди, и наши достижения необязательно показывают, кто мы по сути. Если мы стараемся в первую очередь прославлять Бога, то становимся личностями, которые прокладывают путь, по которому последуют другие люди, потому что «люди, посвятившие себя Богу, должны стать проводниками света» (Э. Уайт. Желание веков, с. 141).
Проси Бога сделать тебя по-настоящему мудрым и научить жить.
«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч.1:7).