Микеланджело Буонарроти был величайшим художником западной цивилизации. Можно только восхищаться его гениальностью, рассматривая отреставрированные фрески в Сикстинской капелле в Ватикане.
Пожалуй, его призванием была не живопись, а скульптура. Его творения поражают воображение. Однако история запомнила его больше как художника, чем как скульптора.
Ему было тридцать лет, когда Папа Римский Юлий II призвал его в Рим, чтобы он осуществил живописный проект. Микеланджело с неохотой взялся за эту работу, скорее из страха впасть в опалу. Есть мнение, что у Микеланджело были соперники, которые подстроили так, чтобы ему предложили этот проект в надежде, что он отвергнет его и впадет в немилость папы.
Хотя живопись не была его страстью, приступив к работе, он полностью посвятил себя ей. Он начал с фигур двенадцати апостолов, а всего было написано четыреста различных персонажей. Среди росписей — фреска «Страшный суд» на алтарной стене и девять сцен из книги Бытие на потолке.
Микеланджело работал четыре года. Условия оставляли желать лучшего. Его глаза болели от близости яркого света свечей, спина ныла, потому что приходилось работать на лесах. Когда кто-то упрекнул его в том, что он чересчур тщательно выписывает фрагмент в темном углу церкви, у потолка, где никто его не увидит, художник ответил: «Да, но Бог увидит».
Я не раз возвращался в мыслях к этим словам.
Многие живут двойной жизнью, публичной и частной. Часто мало общего между тем, каков человек на людях и каков, когда его никто не видит. Это разновидность духовной шизофрении, раздвоение личности.
Сегодняшний стих напоминает нам, что мы всегда находимся в присутствии Бога. Непоследовательно воздерживаться от чего-то на виду у других людей, но делать это, когда тебя никто не видит. Например, отказываться рассказывать сомнительный анекдот в церкви, потому что там Бог присутствует, но рассказывать его, выйдя за ворота храма. Как будто Бог остался внутри, и мы не в Его присутствии. Это самообман. Всегда, в любой момент мы находимся в присутствии Бога. Благоговение не в том, чтобы молчать, сидя на богослужении, а в том, чтобы жить, постоянно осознавая, что ты находишься перед лицом Бога.
Кто-то может сказать: «Не беспокойся, никто не увидит».
Если ты на самом деле понимаешь, о чем мы говорили сегодня, то ты ответишь:
«Да, но Бог видит».
Проси Бога дать тебе убежденности в том, что ты находишься в Его присутствии и что ты можешь жить спокойно, зная, что Он постоянно смотрит на тебя.
«Все вы сегодня стоите пред лицом Господа, Бога вашего» (Втор.29:10).