Для чего нужно крещение?

Буддизм, индуизм, иудаизм, ислам… Чем, спросите вы, отличается от всех этих религий христианство? Что оно предлагает такого, чего не могут предложить другие религии? Не является ли оно лишь философией жизни, медленно развивавшейся на основе легенд или древних традиций?

Или же христианство является тем, на что претендует: Богом определённым средством очищения человека от греха и ведущим его к вечной жизни? Является ли христианство, как оно свидетельствует о себе, последствием вмешательства Бога в историю человечества через служение Иисуса Христа, умершего вместо грешного человека, погребённого — и навеки разорвавшего узы смерти?

У истоков христианства

Только глубокая убеждённость, возникшая из участия в этих событиях, дала возможность буквально горсточке людей — в большинстве своём простым, некнижным, гонимым и преследуемым — поставить языческий мир с головы на ноги. Они преобразовали языческое общество не силой доказательств, но пламенным свидетельством о главных событиях в истории христианства. И этими событиями были смерть, погребение и воскресение их Учителя.

Чтобы сохранить эти события живыми в сознании всех последователей Христа, наш Господь установил, чтобы в начале христианской жизни эти три момента были запечатлены в сознании человека с помощью важнейшего обряда. Такой обряд мы называем крещением.

Давайте вернёмся к тому дню, когда крещение принимал Христос. Эта картина ярко описана в Евангелии от Матфея (3:13–15). «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь? ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его». Сын Божий должен был показать пример. И этому примеру должны последовать все спасённые. Позже Иисус сказал: «…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5).

Какой способ крещения правильный?

Размышляя, как крестил Иоанн в Иордане, задумываясь над описанием крещения в Новом Завете, я удивляюсь, как смогла христианская церковь так далеко уйти от такого ясного примера крещения Самого Иисуса. Не понимаю, как могло это жизненно важное служение выродиться в бессмысленный ритуал, потерявший свой первоначальный смысл и значение, даже в самой христианской церкви.

Я нашёл, что во многих вероисповеданиях слишком поверхностно смотрят на крещение. Есть люди, которые считают, что крещение значит ничуть не больше, чем принятие ванны. И ещё я нашел, что крещение совершается различными способами, разительно отличающимися друг от друга.

Постучав в дверь одной христианской церкви и попросив крещения, я добьюсь того, что на голову и тело мне выльют немного воды. Постучав в дверь другой церкви и попросив крещения, я достигну того, что меня три раза окунут в воду лицом вниз. Если я постучусь в дверь третьей церкви и попрошу о том же, мою голову слегка окропят водой. Продолжая стучаться дальше, я попаду в церковь, где в ответ на прошение о крещении служитель полностью погрузит меня в воду.

Очевидно, в этом стоит разобраться. Ведь Писание говорит недвусмысленно: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефесянам 4:5). И иначе нельзя ни прочитать, ни понять!

Ученики и первые последователи Иисуса, несомненно, верили, что крещение через погружение в воду, описанное в Послании к Римлянам (6 глава), единственное крещение, правильно символизирующее смерть, погребение и воскресение Иисуса. Как может любой другой способ крещения, любая другая человеческая замена в совершенстве отразить эти три многозначительных события из жизни Спасителя и их аналогию жизни христианина?

Ложь ради комфорта

Прошло более 200 лет после основания христианской церкви, прежде чем крещение окроплением или возлиянием воды в какой-то мере вытеснило крещение через погружение. Хотя даже в XII веке кардинал Роберт Пуллу, говоря о значении крещения, писал так: «Когда он (кандидат) погружается при крещении в воду, он смерть Христову принимает, когда он скрывается, при погружении под водой, он представляет погребение Христа; когда он поднимается из воды, он свидетельствует о воскресении Христа» (Сентенттиарум, кн. 5, гл. 17).

Чем же тогда вызвано изменение первоначального обряда? Отчего происходит такое поразительное отступление от него, которое, мы наблюдаем в практике многих христианских церквей? На этот вопрос отвечает в своём известном труде («Вера наших отцов», с. 277) кардинал Гиббонс: «В течение нескольких столетий после своего установления христианское крещение совершалось обычно путём погружения, но, начиная с XII столетия, практика крещения через поливание водой стала преобладающей в Римско-католической церкви благодаря тому, что этот способ связан с меньшими неудобствами, чем крещение через погружение».

Вопрос верности

Чем больше я углублялся в Слово Божье, тем больше убеждался, что крещение не только символ очищения, не только воспроизведение трёх великих событий в плане спасения, но также и вопрос верности. Это та верность, которая может быть осознанной только человеком, достигшим определённого возраста, когда он уже умеет отличать справедливость от несправедливости и способен понимать жизненно важное значение крещения.

Вот одно из последних поручений Иисуса ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матфея 28:19, 20).

Человек может принять крещение только тогда, когда осознает всё значение этого чудесного обряда, значение, которое придавал ему Христос.

Несомненно, детей необходимо посвящать на служение Господу, точно так же, как был посвящён Иисус в Иерусалимском храме. Но крещение детей нельзя совершать до тех пор, пока они не смогут давать нравственную оценку справедливости и несправедливости; до тех пор, пока их чуткое сердце не осознает, что значит умереть для греха и положиться на заслуги распятого Спасителя, то есть не раньше, чем они будут готовы всенародно заявлять, что они присоединяются к Христу, чтобы отныне быть Его детьми.

Из книги Дж. Вандермана
«Мятежная планета»