Когда мы натыкаемся на подобные заявления, то начинаем подозревать, что с образованием, полученным нами в школе, не все в порядке. С малых лет нас учат доверять собственному разуму. Рене Декарт (1596 — 1650) утверждал, что все люди наделены здравым смыслом, поэтому каждый человек способен найти истину собственным умом. Но сегодняшний стих утверждает обратное, противоречит схеме, усвоенной с детства.
Библия ясно говорит о том, что Бог, сотворив человека, наделил его умственными способностями. Та же книга Притчей неоднократно призывает использовать ум: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» (Притч.3:13); «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притч.4:7); «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» (Притч.16:16). Тем не менее можно ошибочно истолковать эти высказывания, предположив, что еврейское понимание мудрости совпадает с пониманием западным, греческим — это огромное заблуждение.
Когда автор книги Притчей говорит о разуме, он не имеет в виду способность решать математические задачи или что-то в этом роде. Его понимание связано со способностью различать добро и зло. В книге Иова, например, говорится, что «страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Иов 28:28). Ту же мысль высказывают Павел, говоря о способности быть мудрым на добро (Рим.16:19), и Иаков, призывая добрым поведением доказать мудрость и разумность (Иак.3:13).
Библия утверждает, что Бог может дать нам разум, чтобы противостоять злу. Бог знает наши слабости и готов помочь нам через действие Святого Духа. Но характер Божий таков, что Он не может навязывать нам Свою помощь. Нам самим необходимо открыто и явно разрешить Ему действовать в нашей жизни. Это разрешение должно быть осознанным, потому что мы понимаем, «что наша мудрость имеет пределы; что в окружающей нас повседневной жизни есть много вещей, выходящих за рамки понимания ограниченных умов, что суды и намерения Божьи непостижимы, а Его мудрость неисследима» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 261).
Проси Бога об истинном разуме, проси Его освободить тебя от лжемудрости, которая ищет истину далеко от Бога.
«Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (Притч.3:5).