Дождь. Старый дом, будто после пожара или после долгого не ремонта. Внутри — скудная, тусклая обстановка и старик. Во дворе — женщина и колодец. В него она выбрасывает конверты, очень много конвертов.
Это фильм «Письма к отцу Якобу», снятый финским режиссёром Клаусом Хярё. Первый раз я смотрела его на чебоксарском кинофестивале, тогда он только вышел, и не было даже субтитров: переводил с финского языка прямо в кинозале переводчик. Сюжет довольно прост, но в фильме затрагиваются темы религии, отношений между поколениями, одиночества (как физического, так и душевного), смысла жизни… Фильм может выступить ледоколом молчаний, после него хочется обсуждений.
Собственно, о сюжете. Тот старик, что в доме, — священнослужитель Якоб. Слепой. А женщина у колодца — Лейла Стен. Она приговорена к пожизненному заключению, но выпущена из тюрьмы для того, чтобы помочь старику по дому. Всё, что с приставкой «не», — про неё. Неприветливая, необщительная, невежливая, неверующая… Одна из главных её задач — читать письма от прихожан и просто людей, которым надеяться на помощь и поддержку кого-то, кроме деревенского отшельника, уже нельзя. Ещё Лейла иногда должна под диктовку Якоба писать на эти письма ответы. Старик же после каждой прочтённой просьбы возносит молитвы Господу, просит женщину открыть текст в Библии. Это, конечно, вызывает у бывшей уголовницы глубочайшее презрение, именно поэтому сейчас она стоит у колодца и избавляется от конвертов.
Старик не пытается воззвать к Лейле с речью: «Покайся, грешная!», он понимает, что сделать это сразу — это то же самое, что пробовать докричаться до неё через подушки, набитые перьями.
Таня Пантелеева
Два героя этого фильма — люди с совершенно разными судьбами. С одной стороны — священник, который, несмотря на физическую ограниченность, стал служителем и всю свою жизнь до глубокой старости посвящал служению. С другой — отбывающая пожизненное заключение женщина, которая уже однажды преступила закон, и не испытывающая особой благодарности за своё досрочное освобождение. Столкновение их взглядов и их видения жизни обнаруживает нечто более глубокое, чем просто уверенность человека в избранном пути или же убеждённость в полном крахе и безысходности жизни.
Надя Ситкарёва
Смотри также видео с нашего канала