Несомненно, гораздо проще ограничиться поверхностным существованием и не останавливаться, чтобы поразмышлять об истинном значении и смысле вещей.
Ум, который ценится в нашем мире, тесно связан с творческим гением, который делает человека способным выбирать альтернативные варианты действия и адекватно решать проблемы, с которыми он сталкивается. Поэтому писатели, ученые, художники, артисты и предприниматели, которых считают умными, на самом деле часто наслаждаются незаслуженными похвалами.
С библейской точки зрения ум, во-первых, это самоотвержение перед лицом Бога, а во-вторых, то, что делает человека способным поступать нравственно.
Я говорю о самоотвержении, потому что мы становимся мудрее по мере того, как уступаем пространство нашего ума «страху Господнему» (Притч.2:5). Поэтому Библия называет безумными тех, кто отвергает Бога (Пс.13:1). Наш разум возрастает, наш интеллект становится блестящим по мере того, как мы позволяем Святому Духу действовать в нас.
Пол Джонсон, английский журналист и писатель, когда спросили его мнение о политическом, нравственном и научном упадке на Западе, ответил, что корень проблемы лежит в области культуры, что по мере того, как люди оставляют чтение Библии, постепенно снижается и доверие к культуре. Он говорит, что одним из самых значимых событий ХХ века стало оставление религиозного пыла и его замена на увлечение политикой. Духовная пустота заставляет людей заполнять ее политикой, политическими критериями, нравственностью политического типа.
Умен тот, кто не оставляет Бога, тот, кто решает, что жизнь имеет смысл только когда ею руководит Господь. Неразумен тот, кто забывает, что «личностный Бог сотворил человека и наделил его умом и силой» (Э. Уайт. Советы для Церкви, с. 74).
С этой точки зрения проблема состоит не в том, что у человека мало способностей, а в том, что у него недостает здравого смысла, чтобы воздать честь Тому, Кто наделил нас всеми способностями, которые у нас есть.
Человек, хвалящийся тем, что имеет, и не воздающий славу Творцу своей жизнью и ежедневными действиями, становится глупцом, неважно, сколько наград от людей он получит.
Проси Бога, чтобы Он освободил тебя от неразумия полагать, что хорошее в тебе — это твоя заслуга, а не Божья.
«Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч.9:6).