Судя по библейскому повествованию, Иосиф был выдающейся личностью не только для еврейского народа, но и для египтян. Проданный в рабство своими братьями, он по воле Божьей стал первым советником фараона и спас всю страну от голода. Остались ли упоминания о нём в истории Египта?
Во времена правления 3-й династии фараонов на исторической сцене Египта появляется необычный человек — Имхотеп. Постепенно археологические открытия рисуют его портрет, который удивительно схож с библейским описанием Иосифа!
Первый премьер-министр
При раскопках Ступенчатой пирамиды в Саккаре были обнаружены остатки статуи. На основании её высечены имя фараона Джосера, а также имя Имхотепа, о котором сказано: «Имхотеп, Советник Правителя Нижнего Египта, Управляющий при Фараоне, Распорядитель Великого Дворца, Наследный Господин… Зодчий…».
Сравним, что сказано об Иосифе в Библии:
«И сказал фараон слугам своим: найдём ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой… вот, я поставляю тебя над всею землёю Египетскою» (Бытие 41:38–41).
По всей видимости, Иосиф был единственным, кому удалось добиться такого доверия фараона. Выражаясь современным языком, Иосиф исполнял функции премьер-министра. Согласно истории, впервые на такую должность в Древнем Египте был поставлен Имхотеп.
Древняя надпись
На нильском острове Сехель найдена настенная надпись. В ней говорится, что она является копией документа, составленного самим фараоном Джосером на 18-м году его правления. В надписи сказано о семи голодных и семи урожайных годах.
Надпись сообщает, что Имхотеп отвечает на вопрос фараона по поводу его сна. Во сне фараону явился бог Нила Хнум (так трактуются события с точки зрения египетской мифологии). Он предрёк обмеление великой реки и наступление семилетнего голода, который сменится семью годами благоденствия.
Это соответствует описанию сна, который был истолкован Иосифом для фараона (7 коров, которые символизировали 7 лет, выходили из реки). Различалась только последовательность двух периодов — голода и изобилия. В Библии сказано, что семь урожайных лет наступят прежде голодных (Бытие 41:25–32).
Далее в надписи говорится, что фараон Джосер просит Имхотепа помочь приготовиться к великому голоду. Имхотеп отвечает, что ему необходимо поговорить с Богом, поскольку он не может дать ответ сам. Затем Имхотеп облагает налогом на урожай весь народ (кроме жрецов), чтобы страна смогла пережить голодные годы.
В библейском тексте фараон спрашивает Иосифа, как выжить в грядущем семилетнем бедствии. Израильтянин полагается на Бога во всём, что делает, и предлагает в течение следующих семи лет обложить весь народ 20-процентным налогом, исключая лишь жрецов. Эта мера помогла стране справиться с кризисом.
Гелиополь, он же Он
Имхотеп был «священником Гелиополя». Библейское название Гелиополя — Он. Из истории Иосифа мы знаем, что его тесть был жрецом Она: «И нарёк фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского (или Она)» (Бытие 41:45).
Пирамиды-зернохранилища
Имхотеп был выдающимся архитектором, создателем первой египетской пирамиды. Ему также принадлежала идея строить из тёсаного камня, а не из глиняных кирпичей. В Саккаре археологи обнаружили большой комплекс, включающий в себя Ступенчатую пирамиду (она была построена первой из всех египетских пирамид). Внутри комплекса — длинный зал с 40 колоннами и ряд просторных шахт, уходящих глубоко под землю. Эти шахты не могли быть усыпальницами, т. к. все усыпальницы вокруг имеют иную, традиционную форму. Тогда для чего эти шахты?
Согласно библейскому тексту, в период семи урожайных лет под руководством Иосифа был создан административный центр, который занимался заготовкой, хранением и сбытом большого количества зерна. Иосиф организовал постройку зернохранилищ по всей стране (Бытие 41:33–36). На дне шахт в Саккаре были обнаружены остатки зерна: вероятно, шахты и были зернохранилищами!
Имена
Известно, что египетские фараоны имели по несколько имён. Фараон Джосер имел 3 других имени: Зосеп, Нетьери-Хнет и Тосорфос. Так что и государственный муж Имхотеп мог называться несколькими именами или титулами, о чём свидетельствует древняя надпись. Известно, что и у Иосифа было не одно имя. 1) Иосиф — имя, которое он получил от родителей. 2) Цафнаф-панеах — имя, данное ему фараоном при назначении на ответственный пост. 3) Возможно, Имхотеп — имя, которым назвали Иосифа в то время, когда он активно участвовал в управлении страной.
Лицо неегипетской национальности
О том, что к Имхотепу относились с большим трепетом, свидетельствует то, что в Туринском папирусе Имхотеп назван «сыном бога Птаха». Это первое свидетельство того, что он очень рано начал считаться полубогом (полное обожествление состоялось намного позднее). Археологами было найдено большое количество изображений-статуй сидящего мудреца Имхотепа со свитком папируса на коленях. Так вот, при пристальном физиономическом исследовании этих артефактов обнаруживается важная деталь — Имхотеп не был египтянином! Его скульптурные изображения обнаруживают семитские черты лица.
Гробница, а точнее её отсутствие
Несмотря на трепетное отношение египтян во все времена к личности Имхотепа, удивляет ещё одна важная деталь: почему до сих пор не обнаружена гробница этого легендарного мудреца, зодчего, советника фараона? А, может, её просто нет на территории Египта? Этот вопрос-предположение можно поставить, учитывая библейский контекст вывоза израильтянами во время Исхода из Египта мумифицированных останков Иосифа Прекрасного: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда (из Египта)» (Исход 13:19).
Comments are closed.