Иногда, читая Евангелия, я думаю, как хотела бы жить во времена Христа. Увидеть Его, услышать, может быть даже познакомиться… Мне кажется, это бы сделало мою веру непоколебимой. Многие люди, знавшие Иисуса Христа лично, признавали, что Он Бог. Обычно это случалось, когда Он творил чудеса, например, исцелял кого-то. Но был один человек, который разглядел в Нём Бога в самый неожиданный момент. И я не могу понять, как он это смог.
Эта история описана в конце Евангелия от Луки, в 23-й главе. Иисуса распяли на кресте. На тот момент куда-то подевались Его ученики, которые лучше всех должны были знать, что Он — Сын Божий. Пётр, прямо заявлявший о своей вере в это, недавно трижды отрёкся от Христа. Остальные бежали ещё раньше. Только Иоанн смотрел на распятие, но если в нём ещё и теплилась вера, то она шептала что-то вроде: «Если Он Бог, то спасёт Себя Сам». Иоанн и не думал, что Иисус в это время спасает его.
Где же человек, который увидел в этот момент Бога? Он тоже висит на кресте. Это один из разбойников. Второй насмехается над Иисусом: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А этот унимает его, говоря: «Оставь Его, мы-то осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Это всё понятно. Но следующая его фраза шокирует: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё».
Как он смог разглядеть Бога в избитом, израненном человеке, висящем на соседнем кресте?! Как додумался назвать Господом Того, Кто страдал так же, как и он? Что дало ему веру в то, что этот Страдалец через некоторое время станет Царём? Эта вера восхищает.
Конечно, этот человек слышал о чудесах, которые совершал Христос. Но где ученики, бывшие их очевидцами? Бежали. А этот разбойник, осуждённый за преступление, утративший надежду и впавший в отчаяние, вспоминает всё, что слышал об Иисусе, вспоминает, как Христос исцелял больных и прощал грехи. Святой Дух озаряет сознание разбойника. И постепенно в его уме выстраивается цепочка доказательств. В избитом, осмеянном, распятом на кресте он видит Агнца Божьего, Который берёт на Себя грех мира.
Он смог увидеть Бога в страдающем рядом человеке. А в ком предпочитаем видеть Его мы? Не правда ли, нам приятнее думать о всемогущем великом Боге? Таком, Который может решить все наши проблемы, дать всё необходимое для счастья, исцелить от болезни, сохранить всё, что дорого. Этот разбойник — почему он не сказал: «Господи, спаси меня от близкой смерти, пусть я окажусь в безопасности где-нибудь на Кипре, дай мне небольшой домик и пошли хорошую жену»?
Абсурд? Мы понимаем, что на пороге смерти у людей меняются приоритеты. Покаявшийся разбойник просит о самом важном. Он, слышавший слова: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают», — понял, Кто рядом с ним, и почувствовал, что хочет провести рядом с этой неземной любовью вечность. Я уверена, что им двигал не страх смерти, ведь он не просит от неё избавить, а любовь к Богу, вспыхнувшая от нескольких слов, полных милосердия к мучителям, от одного взгляда на этого смиренного Человека, терпящего мучения ради нас.
Что важного мы можем извлечь из этой истории? Ответь на вопрос: «Могу ли я представить Бога распятым? Или мне удобнее представлять Его добрым и всемогущим?» Но, забывая образ распятого Спасителя, не забываем ли мы о самом важном?
И в следующий раз, когда почувствуешь обиду на Бога за то, что Он не даёт то, что тебе хочется или когда будешь вопрошать небо: «Где Бог, когда мне так плохо?» — представь себя на кресте. Где Бог? Почему Он не отвечает? Поверни голову, и ты увидишь Его. Он страдает рядом с тобой. И единственное, о чём стоит просить: «Вспомни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё». Потому что это единственный справедливый отклик на Его любовь.
Анастасия Пачина