У креста два измерения. Первое — вертикальное: Христос, смотрящий в небо. Другое — горизонтальное: Иисус, раскрывающий объятия человечеству.
Этот символ полон глубокого значения, он должен заставить нас задуматься об истинном смысле христианства.
Смотреть на небо — важная и необходимая часть религии. Об этом говорил апостол Павел, призывая нас помышлять о горнем, а не о земном (Кол.3:2). Но это только часть картины, хотя и основная.
Другой аспект — горизонтальный. Это наши отношения с другими, с теми, с кем мы ежедневно встречаемся.
Немецкий теолог Дитрих Бонхеффер, убитый нацистами, написал: «Без Христа мы бы не познали Бога, мы бы не могли ни призывать Его, ни прийти к Нему. Без Христа мы также не смогли бы ни узнать своего брата, ни прийти к нему. Путь друг к другу блокирован нашим эго. Христос проложил наш путь к Богу и друг к другу» (Дитрих Бонхеффер. Жизнь в христианском общении).
Иначе говоря, вертикальное христианство, которое позволяет человеку общаться с Богом и ничего более —это пустая религия, мистицизм. Христос спасает нас от греха, но оставляет нас в мире. Он избавляет нас от зла, которое присутствует в нас с рождения, но оставляет нас жить среди людей.
Если религия имеет только вертикальное измерение, то она легко превращается в формализм. А формальная религия разрушает основы религии истинной.
«Любая ложная религия, — пишет Э. Уайт, — внушает всем исповедующим ее пренебрежение к нуждам, страданиям и правам человека» (Желание веков, с. 286).
«Но Христос вовсе не требует формы и обрядности» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 511).
Иисус красноречиво сказал об этом фарисеям, которые держались за формальную религию, забыв о людях, отодвинув их в сторону. Он об – винил их словами: «Пойдите, научитесь, что значит: „милости хочу, а не жертвы“» (Матф.9:13), потому что если бы они «знали, что значит: „милости хочу, а не жертвы“, то не осудили бы невиновных» (Матф.12:7).
Встреча с Богом подразумевает встречу с людьми. «Посему, — говорит апостол Павел, — принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:7). Или, как пишет Мартин Лютер, комментируя Послание к римлянам 15:7, Христос прославляется, «когда грешники и немощные в вере приняты».
Если ты приблизишься к Богу, то приблизишься и к людям, иначе это будет несбалансированная религия.
Проси у Бога мудрости, чтобы твоя религиозная жизнь протекала в обоих измерениях.
«Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим.15:7).