Стоит ли молиться иконам?

Несколько лет назад я гулял по городу Туле, наслаждаясь красотой кремля, был в музее оружия, гулял вокруг. И здорово устал от этой прогулки, да ещё жарко было на улице, хотелось отдыха и прохлады. И я решил зайти в православный храм, посидеть там и отдохнуть немного. Как же меня приятно удивили тишина и прохлада храма, спокойствие и умиротворённость. А ещё в это время репетировал мужской хор, это было так красиво и величественно. Прямо душа уносилась к Богу, и хотелось думать о Нём, молиться и искать Его помощи, милости, утешения.

Я родился и вырос в православной стране, был крещён в детстве в Православной церкви, много лет жил по канонам и учениям её. Но вот умиротворения не находил, не мог найти своих личных, близких отношений с Богом. Я ходил на службы, молился перед иконами, ставил свечи и уходил домой пустым, не получившим ожидаемого. Меня потрясали красота служения и его таинственность, но не мог я его разгадать, вникнуть в него. И в том числе часто меня поражало обилие икон в церквах. Почему их так много, зачем они повешены, кто там нарисован? Никто мне не мог объяснить всего, а я и спросить боялся. И вот сегодня, когда я уже почти 17 лет внимательно изучаю Библию, смотрю я на это совсем иначе. И мои вопросы нашли ответы в Слове Бога и истории церкви.

Что такое икона, откуда она появилась, стоит ли молиться иконам и что Слово Божье говорит об этом? Само слово «иконос» имеет значение «образ, изображение». То есть икона — это изображение человека или Бога, предназначенное для поклонения этим людям или Богу, «чтобы лучше было поклоняться, доступнее». Так говорят католики и православные. На иконах изображены святые мужи и жёны, которые посвятили свои жизни служению Богу и которые, якобы, могут ходатайствовать за нас перед Богом, чтобы Он нас лучше услышал и помог. Всё, вроде бы, просто и понятно.

молиться иконам

Но вот тут у меня возникают вопросы: могут ли эти люди на самом деле слышать и понимать меня? Общаются ли они с Богом, имеют ли доступ к Нему? Что об этом я читаю в Библии? «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаст 9:5). Или вот: «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалом 113:25). «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккллесиаст 9:10). То есть мёртвые ничего не знают и не общаются с Богом? Интересно.

А ещё в Библии очень строго запрещалось разговаривать с мёртвыми как лично, так и через посредников. Вот что об этом написано: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие 18:10-12).

Получается, что когда я молюсь иконе и святому, который уже умер, то я являюсь вопрошателем умерших, так ведь? А это строго запрещено Богом. Очень интересно. Но ведь мне говорили, что Дева Мария и Николай Угодник слышат мои молитвы и передают их Богу. Да, но Библия очень чётко говорит, что не слышат: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5).Даже Иисус Христос называл смерть сном, когда говорил о Лазаре (Иоанна 11:1) и о мёртвой девице (Марка 5:39). И, конечно же, никогда Он и апостолы не учили обращаться за помощью к святым, но только к Богу. Апостол Павел очень чётко об этом сказал: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофея 2:5). И всё, согласно Библии, больше никаких других посредников.

И я понимаю, что не стоит мне молиться иконам или просить помощи у святых, не стоит почитать святых, поклоняясь их изображениям. Хотя один вид «почитания», который у нас не распространён, мне иногда интересен — это «почитание» трудов этих людей, их опытов с Богом и глубокой любви к Нему. Я думаю, что среди них были искренне верующие, и их труды иногда помогают в поисках Бога и Его мира, если читать их мудро, сверяя все слова со Словом Божьим.

Ну, и теперь пару слов о самих иконах. Во второй заповеди Закона Божьего (Исход 20:4-6) строго запрещено поклоняться изображениям (иконам). Как удивительно, что Бог заранее знал и предвидел, что мы, люди, так падки на изображения своих кумиров. И Он очень часто повторяет, что никто не видел Бога и никто не может рисовать Его образ под страхом смертной казни. Вот один из таких текстов: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Второзаконие 4:15, 16). Бог против изваяний и изображений, Он хочет, чтобы мы поклонялись Ему без посредников, без помощи изображений. Ибо любое изображение Бога низводит Его до уровня смертного человека, мешает пониманию Его могущества и глубины любви и сочувствия.

И в конце статьи хочу привести слова одной очень искренней православной христианки. Когда мы с ней заговорили об иконах и поклонении им, она сказала, что настоящая икона — это человек, ибо мы созданы по образу Бога и должны правильно отражать Его характер, Его любовь к людям и сострадание. И вот такое понимание слова «икона» мне очень нравится, я искренне хочу быть такой иконой, и вам этого желаю.

Роман Космынин
 mne-ploho.net

bibliya_online

Loading

0 replies on “Стоит ли молиться иконам?”