Из лжецов получаются плохие мученики

или Несколько фактов о воскресении

Воскресение Иисуса Христа — центральное событие христианства, можно сказать, его основание. Ведь если этого не было, то в Новом Завете содержится ложь, и вера миллионов людей тщетна. К счастью, это событие имеет историческое подтверждение. Имея несколько неоспоримых фактов и немного поразмышляв логически, мы неизбежно придём к тому, что Христос воистину воскрес.

Факт № 1: Смерть на кресте

Помимо того, что о распятии рассказывают все Евангелия, о нём свидетельствует целый ряд нехристианских источников. К числу последних принадлежат еврейский историк Иосиф Флавий, римский историк Тацит, греческий сатирик Лукиан из Самосаты, а также иудейский Талмуд1. То, что Иисус был распят, настолько несомненно, насколько вообще может быть несомненно историческое событие.

Теория обморока

И всё же есть скептики, которые высказывают мысль, что Иисус не умер на кресте, а просто упал в обморок. Эта теория сомнительна по нескольким причинам.

Римские солдаты были профессиональными палачами, и, скорее всего, могли отличить человека, потерявшего сознание, от мёртвого.

Даже если допустить, что Иисус упал в обморок, пришёл в себя, выбрался из гробницы (которую стерегла стража!) и явился ученикам, то после всех истязаний, которым Он подвёргся до распятия, Он должен был иметь такой измученный вид, что вряд ли мог дать им веру в воскресение.

Факт № 2: Пустая могила

У иудейских властей было множество причин предъявить тело Иисуса, чтобы заставить апостолов замолчать о воскресении и тем самым, по сути, навсегда положить конец христианской религии. Но очевидно, что они не смогли этого сделать. Единственное возражение, выдвинутое в древности врагами христианства, заключалось в том, что ученики украли тело. Это объяснение само по себе предполагает, что могила была пуста.

Теория мошенничества

Эта теория возникла ещё во времена апостолов. В Евангелии от Матфея говорится, что иудейские первосвященники, вспомнив о словах Иисуса про воскресение, попросили Понтия Пилата установить стражу возле гробницы, чтобы «ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: ‘‘воскрес из мёртвых’’» (Матфея 27:64). Стража была установлена. Если ученики действительно провернули такую операцию, то во-первых, странно писать о возможности этого, разумнее было бы умолчать, чтобы ни у кого и не возникло такой мысли. Во-вторых, обстоятельства, описанные в Евангелиях, обладают признаками достоверности.

Например, маловероятно, что выдумкой является рассказ про женщин, обнаруживших пустую могилу, — особенно, если учесть их низкий социальный статус как в иудейской, так и в римской культуре, и отсутствие у них права выступать в роли свидетелей в суде2. Будь рассказ о пустой гробнице сфальсифицированной историей, гораздо эффективнее было бы использовать в роли главных свидетелей учеников-мужчин.

В-третьих, эта теория совершенно не соответствует обстоятельствам того времени. Иудеи в I веке н. э. не ожидали Мессию, Которого язычники предадут позорной смерти как преступника и Который воскреснет в теле прежде окончательного воскресения в конце времён. «По удачному выражению Райта, если твоего любимого Мессию распяли, ты либо идёшь домой, либо выбираешь себе нового Мессию. Но мысль о том, чтобы выкрасть тело Иисуса и рассказать, будто Бог воскресил Его из мёртвых, едва ли могла бы прийти в голову ученикам»3.

***

Ученики не только проповедовали, что Иисус воскрес, но и искренне верили в реальность воскресения — об этом свидетельствует их преобразившаяся жизнь. Одиннадцать древних источников подтверждают, что апостолы были готовы пострадать и умереть за свою веру в воскресение.4

Например, из внебиблейских источников нам известно, что Иакова, брата Иисуса, насмерть забили камнями по приказу синедриона и что апостола Павла обезглавили в Риме при императоре Нероне5.

Многие люди готовы умереть за то, что считают истинным, однако никто по доброй воле не принимает страдания и смерть за известную ложь. Повторюсь: из лжецов получаются плохие мученики. Важность этой мысли не стоит преуменьшать, ссылаясь на современных смертников, по собственной воле умирающих за свои религиозные убеждения.

Это ложная аналогия: «Современные смертники руководствуются исключительно верой в догмы, которым их научили другие. Апостолы же умерли за веру в собственное свидетельство о том, что они лично видели воскресшего Иисуса. Современные смертники умирают за то, в истинность чего они верят. Ученики Иисуса умерли за то, об истинности или ложности чего они знали»6.

Факт №3: Явления воскресшего Христа

В 1 Коринфянам 15:3-8 Павел приводит текст, который библеисты считают раннехристианским исповеданием веры, составленным в первые несколько лет после распятия Христа.

Обратите внимание на вероисповедный характер и повторяющуюся структуру этого отрывка, которые заметны, если разбить его на части:

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех, как некоему извергу, явился и мне.

В этом исповедании веры упоминаются три факта: смерть Христа, Его воскресение и Его явления после воскресения. Библеист и скептик Герд Людеманн датирует этот отрывок первыми двумя-тремя годами после распятия Христа7.

Ранняя датировка этого вероисповедания не позволяет согласиться с его мифологическим происхождением и свидетельствует о том, что ученики очень рано начали проповедовать смерть, воскресение Иисуса и Его явления по воскресении. Христианский философ и богослов Дж. П. Морлэнд развивает эту мысль:

«Времени было попросту недостаточно для того, чтобы накопился большой объем мифов и легенд, значимым образом исказивших исторические факты. Кстати говоря, Эдриан Николас Шервин-Уайт, специалист по древнеримской и древнегреческой истории из Оксфордского университета, изучил скорость, с которой в древнем мире накапливались легенды, взяв за эталон сочинения Геродота. Он утверждает, что даже продолжительности жизни двух поколений недостаточно, чтобы легенда растворила твердое ядро исторических фактов. Образ Иисуса в Новом Завете был сформирован задолго до истечения этого срока»8. Людеманн признает: «Можно считать исторически несомненным, что Петр и ученики после смерти Иисуса пережили видения, в которых Иисус явился им как воскресший Христос»9.

Теория галлюцинаций

Самая распространенная теория, с помощью которой скептики объясняют явления Христа по воскресении, заключается в том, что ученики страдали галлюцинациями. Такую точку зрения отстаивает и Герд Людеманн, слова которого мы цитировали выше. Однако галлюцинации — явление индивидуальное, а не групповое. То есть группа людей может одновременно видеть галлюцинации, но у каждого они будут разными.

Во-вторых, теория галлюцинации, что любопытно, не может объяснить, откуда у учеников взялась вера в воскресение Иисуса! Как и сегодня, «для обитателя древнего мира видения умершего человека были не доказательством того, что человек жив, но доказательством того, что он умер»10. Все Евангелия повествуют, что Христос являлся в теле, так что ученики могли его пощупать. В-третьих, галлюцинации не могут объяснить факта опустевшей могилы и обращения такого скептика, как Савл, который явно не был предрасположен к галлюцинациям такого рода (Деяния глава 9).

Так что же произошло две тысячи лет назад в Иерусалиме? Самый очевидный ответ на этот вопрос заключается в том, что ученики действительно видели воскресшего Христа. Лишь событие такого масштаба могло превратить испуганных, разбежавшихся и скептически настроенных учеников, ранее никогда не ожидавших и не предполагавших возможности распятия и воскресения Мессии, в отважных проповедников Евангелия, готовых пострадать и умереть за свою веру в то, что Иисус воскрес физически. Именно это смело провозглашал Петр: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели… Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деяния 2:32,36). Появление христианства лучше всего объясняется уверенностью учеников в том, что Бог воскресил Иисуса Христа из мёртвых.

Подготовила Анастасия Пачина
Дж. Макдауэлл «Неоспоримые свидетельства»

1 Флавий, Иосиф. Иудейские древности 18:3:3; Тацит. Анналы 15:44; Лукиан Самосатский. О кончине Перегрина 11-13. Санхедрин 43а.
2 Reasonable Faith, p. 367.
3 Там же, p.372.
4 Лука, Павел, Иосиф Флавий, Климент Римский, Климент Александрийский, Поликарп Смирнский, Игнатий Антиохийский, Дионисий Коринфский, Тертуллиан, Ориген и Эгезипп.
5 Иудейские древности 20:9:1; Тертуллиан. Скорпиак 15.
6 The Case for the Ressurection of Jesus, р. 59.
7 Lüdemann, Gerd. The Resurrection of Jesus: History, Experience, Theology(Minneapolis, MN: Fortress, 1994), p. 38.
8 Moreland J. P. Scaling the Secular City: A Defense of Christianity(Grand Rapids, MI: Baker, 1987), p. 156.
9 Lüdemann, Gerd. What Really Happened to Jesus? A Historical Approach to the Resurrection (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1995), p. 80.
10 Reasonable Faith, p. 385.