«Общество мёртвых поэтов» и «Шоу Трумана» (1998) — для меня эти фильмы, непохожие по жанру и стилю, связаны одной идеей. Идеей поиска свободы, а точнее, её необходимости.
Герои драмы «Общество мёртвых поэтов» — ученики школы Уэлтон. Это обычная школа для детей из высшего общества, где их готовят к поступлению в университет. Выпускники её когда-нибудь станут сенаторами, бизнесменами. Четыре принципа школы — Традиция, Честь, Дисциплина и Совершенство — должны сделать из этих подростков законопослушных, заурядных, и, самое главное, управляемых людей. Но учитель литературы Джон Китинг, мечтатель и поэт, сам в прошлом выпускник Уэлтона, учит своих подопечных совершенно другим вещам.
Герой комедии «Шоу Трумана» — человек по имени Труман Бербанк. Он — единственный настоящий человек в мире актёров — участников грандиозного телепроекта «Шоу Трумана». Это реалити-шоу, где зрители наблюдают за обычным человеком, не знающим, что его жизнь проходит на съёмочной площадке, величиной в целый город.
Основная мысль фильмов Уира: несмотря на трудности, изберите свободу, станьте личностями, не марионетками в руках опытных кукловодов, а капитанами своей судьбы. Мы не обязаны подчиняться программе, инстинктам. Но что-то в этой жизни постоянно пытается подавить нас, лишить свободы, сделать нас безнадёжно стандартными. Весь мир ополчается против личности. Если ты решил пойти наперекор всем, выбрать свою собственную дорогу, жди камней в спину, упрёков. Нужно быть сильным, чтобы пойти нехоженой тропой.
Почти две тысячи лет назад на земле жил человек, который никогда не шёл на поводу у толпы. Его звали Шауль, а весь мир знает его как апостола Павла. Он тоже выбирал нехоженые тропы и не страшился мнения людей. Он не побоялся, встретив на дороге Христа, круто изменить свою жизнь и из гонителя христиан превратился в ревностного защитника нового учения. Против этого человека была иудейская традиция и римские законы, но во многом именно благодаря ему Европа стала христианской.
А за тридцать лет до этого другой человек, Понтий Пилат, не смог пойти против толпы и казнил Сына Божия. Его можно понять. Он боялся хитрых иудеев, которые могли донести в Рим, что он покрывает бунтовщика. Поэтому он отпустил разбойника Варавву, а Иисуса отдал на распятие. За ним стояла вся мощь великого Рима, но он, со своими умытыми руками, на века остался примером слабости и конформизма.
Две судьбы, две жизни. Обычные люди — мы можем представить себя на их месте. И как всегда, выбор. Две дороги. Протоптанная, по которой идут все, периодически распиная Христа. И твоя, нехоженая, по которой предстоит пройти только тебе и никому больше. Доброго пути тебе. Пусть твоя жизнь будет необыкновенной!
Борис Тарасенко
www.ForU.ru