Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью тесных взаимоотношений, поэтому очень важно научиться справляться с возникающими проблемами. Многие, к сожалению, не знают, как правильно разрешить конфликт, найти верное решение в сложившейся ситуации.
Один мужчина рассказывает, что в его детстве, когда между родителями возникала конфликтная ситуация, они шли в свою спальню и закрывали за собой двери, после чего казалось, что конфликт разрешён. Когда он женился и между ним и женой произошла первая настоящая ссора, то, не зная, что делать, он предложил своей супруге пойти в их спальню. Он закрыл дверь и только тогда осознал, что у него не было ни малейшего представления о том, что нужно делать, чтобы разрешить конфликт! Никто никогда не объяснял ему, что должно происходить за закрытой дверью.
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Существует пять способов разрешения конфликтных ситуаций.
УХОД. Некоторые люди избегают конфликта и прекращают взаимоотношения, когда он возникает. Они могут покинуть комнату, выйти из дома или иным способом постараться избежать обсуждения конфликтной ситуации. Такой подход характеризуется низким уровнем взаимодействия и неуверенностью в себе. Этот способ неприемлем, когда ситуация требует разрешения.
УСТУПКА. Другие приспосабливаются и предпочитают уступить или подчиниться. Здесь проявляется заинтересованность во взаимоотношениях, но малая заинтересованность в своей личности. Данный способ неприемлем в конфликтной ситуации, когда он принимает форму манипуляции или применяется из-за страха быть отверженным.
ПОБЕДА. Есть такая группа людей, которые состязаются, чтобы одержать победу. Чувство уверенности в себе находится на высоком уровне, а взаимодействие — на низком. Высокая заинтересованность в своих нуждах и желаниях, меньшая — во взаимоотношениях и ещё меньше — в нуждах и желаниях другого. Этот способ может быть уместен, только когда защищается очень важный принцип.
КОМПРОМИСС. Некоторые в конфликтной ситуации пытаются частично уступить или договориться, используя формулу «немного ты и немного я». Здесь прослеживается среднее взаимодействие, умеренное чувство уверенности в себе и умеренная степень заинтересованности. Компромисс можно использовать тогда, когда недостаточно времени для согласования, когда проблема незначительна.
СОВМЕСТНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. Этот способ наиболее приемлем. Учитываются чувства каждого, нужды всех заинтересованных лиц и принимается решение. Этот метод основывается на взаимном уважении.