Псалом 118 выражает любовь его автора к Божьему закону, предписаниям и повелениям. Многие ли могут похвастать тем же? Мы воспринимаем закон как бесконечный список того, что мы должны и чего не должны делать. Но если мы поймем культуру древней Месопотамии, мы разделим восхищение автора 118-го псалма.
«Закон» в библейском понимании — это нечто большее, чем то, что правители вводят, законники интерпретируют, а судьи исполняют. Еврейское слово, переводимое как «закон», было «тора». Помимо значений «наставление, правило, закон», слово имело также значение «откровение», то есть то, что Бог открыл о Себе. Иногда мы хотим, чтобы Бог не открывался нам так сильно. Иначе говоря, мы не хотим брать на себя большую ответственность. Но библейский Бог может многое рассказать Своему народу.
Боги народов, живших вокруг Израиля, были совсем не такие. Проблема была в том, что они не говорили с теми, кто им поклонялся. Если бы только они могли общаться!
Люди древнего мира верили: если только боги взглянут на тебя милостиво, дела у тебя пойдут лучше некуда. Но если ты им не угодишь или не выполнишь их поручений, будешь страдать и мучиться. Проблема была в том, что ты никогда точно не знал, что могло вызвать гнев богов или что ты делаешь не правильно. Хуже того: то, что нравилось одному богу, могло вызвать гнев другого.
Люди сочинили молитвы на все случаи жизни в обтекаемых формах, дабы снискать милость у богов.
Люди должны были извиняться за все.
Но не таков библейский Бог. В отличие от языческих богов, Он говорит со Своими людьми, Он не просто молча наказывает их, Он говорит, что любит их, Он описывает Себя, объясняет Свои планы для Своего народа, показывает, что желает, чтобы они жили хорошо и счастливо. Теперь понятно, почему псалмопевец так громко поет о своей любви к Божьему Закону, — это откровение любящей, прекрасной личности Бога.
Закон Твой — утешение мое. Пс.118.77.