Почему так сложно отказаться от соцсетей и приложений? Что заставляет нас смотреть YouTube до 2-х ночи или во всём полагаться на Google? И главное, к чему это может привести?
Немного статистики
По данным Фонда Генри Кайзера в 2017 году шестилетний американский ребёнок проводит с гаджетом семь с половиной часов в день. 75% детей имеют телевизор в своей спальне, 68% двухлетних детей регулярно используют планшеты, а у 59% двухлеток есть собственный смартфон. Что, в целом, и понятно — не делиться же с ребёнком собственным гаджетом. Примерно так рассуждают многие молодые родители, которые и сами уже сидят на крючке цифровой зависимости. То, что это именно болезнь, сейчас уже понятно. В 2017 году исследовательская группа Корейского университета в Сеуле, возглавляемая профессором Хюнг Сук Сером, показала, что биохимические изменения в головном мозге гаджетозависимых идентичны изменениям при наркомании.
Исследователи сопоставили реакцию мозга наркоманов на наркотик и реакцию мозга людей, зависимых от гаджетов, на гаджеты. Выяснилось, что такие наиважнейшие нейромедиаторы, как ГАМК, глутамат и ряд других, работают в такой ситуации одинаково. Причём, наиболее существенные изменения в работе этих нейромедиаторов наблюдались в зонах мозга, отвечающих за импульсивное поведение и чувство тревожности. Проще говоря, когда цифрозависимый человек находится без телефона, у него возникает чувство тревоги, как у наркомана, который лишился очередной дозы.
Боязнь неизвестности
Почему человек прибегает к вредным привычкам? Алкоголизм, наркомания, игромания, зависимость от гаджетов — все эти привычки могут превратиться в патологическую зависимость. Стереотипы поведения (привычки) — один из основополагающих механизмов работы мозга, обслуживающий нужды инстинкта самосохранения.
Проверенный однажды стереотип поведения, реализованный и, по случаю, не приведший к летальному исходу, запоминается мозгом как «проходной вариант». Остальные же возможные варианты поведения и действий, сколь бы хороши они ни были «на бумаге», не проверенные практикой — суть катастрофа, так как неизвестны, а хуже и ужаснее неизвестности ничего нет. Стереотипное же действие, привычная ситуация, напротив, дело понятное и знакомое, и потому оно милее сердцу любых воздушных замков и непойманных журавлей.
Вот наш мозг и ждёт до последнего, изо всех сил пытается реализовать прежнее, пусть и чреватое негативными последствиями, поведение. Чреватое, но родное. После же того, как привычка сформировалась, даже если она и перестаёт приносить некогда приятные ощущения, она будет поддерживаться и удерживаться инстинктом самосохранения всеми доступными ему способами. Такова природа патологических зависимостей: человек хочет не потому, что ему от этого хорошо, а потому, что уже не может не хотеть.
Удобная зависимость
Цифровизация невероятно упрощает нашу жизнь. Впрочем, она упрощает жизнь не столько нам, сколько нашему мозгу. А это, в свою очередь, упрощает наш мозг. Добравшись куда-то по навигатору, вы не запомните дороги — ваш мозг просто не станет себя этим утруждать. Если же вы едете без навигатора, он, напротив, будет схватывать массу подробностей, деталей, запомнит их и построит сложные связи внутри себя. Вы спросите: а зачем нам запоминать всю эту ерунду? И я отвечу: совершенно бессмысленно! Как нет смысла, например, в спортивных тренировках — ведь ни медали, ни денежные призы за них не дают. Они пригодятся вам позже, а прямо сейчас — да, смысла нет никакого.
Мы радуемся каждому новому гаджету, новому технологическому решению, любому новому сервису… Почему? Потому что он избавляет нас от необходимости думать. Если у вас есть мобильная связь, навигатор, сети социальных контактов и т. д. — о чём можно беспокоиться? О том, что всё это невероятно «расслабляет мозг».
До появления этих чудесных «благ» человек должен был детально продумывать всё, что ему предстоит или даже только может предстоять. То есть строил, так сказать, сложные модели реальности. Для любой непредвиденной ситуации у него должен был быть запасной план, потому что помощи зачастую ждать было совершенно неоткуда.
Вечный ученик
Мышление — это не просто набор знаний, и даже не просто оперирование набором знаний. Мышление — это способность человека создавать сложные модели реальности.
Дело не в том, что вы запоминаете что-то, что вам потом будет нужно. Дело в том, что ваш мозг учится таким образом строить сложный интеллектуальный объект: некую структуру, которая состоит из множества элементов. Он эту структуру складывает, прокручивает, тренирует тем самым свои внутренние связи и развивает специфические отделы коры головного мозга. Впоследствии вы сможете использовать эту его способность к сборке сложных интеллектуальных объектов при решении других задач.
Возможно, у вашего мозга был неплохой образовательный опыт в детстве и юности — в доцифровую эпоху. Но не думайте, что этого интеллектуального запаса вам хватит на всю жизнь, ведь, чем взрослее вы становитесь, тем сложнее вашему мозгу создавать новые связи.
Мозг — это тренируемый орган, нуждающийся в серьёзном и постоянном обучении. Откажитесь на несколько дней от интернета, банковских карточек, гаджетов и прочей техники с электронной начинкой — и вы узнаете, на какую жизнь способен ваш мозг теперь. Результат, поверьте, будет немного шокирующим.
Подготовила Айгуль Иншакова
По материалам книг Андрея Курпатова