Иисус не любил давать интервью Своим оппонентам. Большая часть вопросов задавались Ему для того, чтоб найти в Его ответах какой-то подвох. Иисус не давал им никакого повода к обвинению, зачастую перефразируя сами вопросы. Ведь согласитесь, некоторые вопросы составлены так, что на них просто невозможно дать правильный ответ. Но один вопрос Иисусу, скорее всего, понравился. Он был задан человеком, который разбирался в том, о чём спрашивал.
«Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?»
Думаю, что Иисус давно ждал именно этого вопроса. Он не раз говорил, что религиозные вожди Его времени постоянно путали главное и второстепенное. Они ставили какие-то мелочи на первый план, а самое главное забывали. Такая забывчивость преступна, потому что указывает на перевёрнутые ценности. В наше время многое так же перевёрнуто с ног на голову. Например, люди любят вещи, а людей используют, тогда как должно быть наоборот. Поэтому ответ Иисуса может быть актуален и сегодня: «»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37–40).
Закон и пророки — это Библия времён Иисуса. Сегодня её называют «Ветхим Заветом». Каждое слово, написанное там, — это Слово Божие, данное человеку для определённой цели. И эта цель — не просто научить человека поступать правильно, а построить такие отношения с её Автором, при которых ты не захочешь поступать иначе.
Именно поэтому Он и создал нас со способностью выбирать. Ему не доставляет удовольствия смотреть, как Его создания механически выполняют определённые действия. Бог — не автомат для продажи кваса. Он — личность, жаждущая отношений. Ему важны мотивы, отношения и прочие детали. Он лучше нас знает, что счастье — это не цель, а процесс, и что если средства неверны, то цели не достичь.
Бог не пытается заставить нас любить Себя. Это бы в корне противоречило самой Его сущности! Просто, похоже, что нет другого пути к счастью. Только живые отношения могут сделать нас счастливыми. Потому что любить кого-то — значит знать его. Самые близкие отношения в Писании обозначаются словом «познал».
Но, созерцая другого, мы видим и самих себя. Заповедь-спутник, подобная первой, добавляет: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Конечно, невозможно любить другого, не любя себя. И чем здоровее твоя любовь к себе, тем правильнее ты сможешь любить ближнего. Но акцент в заповеди всё же НЕ на себе, а на ближнем. Не желать другому того, чего не желаешь себе, а поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Тогда добро вернётся, обязательно.
Обе эти заповеди составляют основание закона Божьего — Десяти Заповедей. Любовь к Богу можно проявить, соблюдая первые четыре заповеди, остальные шесть регулируют наши отношения друг с другом. Но почему же первая заповедь всё же названа наибольшей? Может быть, потому что благодаря отношениям с Отцом мы учимся любить сами?
Если так, то позвольте себе почувствовать себя любимыми и любите! Это всё. Остальное приложится.
Михаил Волгин