Личный опыт и рассуждения на тему буллинга.
Почему отличница уходит из школы после 9 класса? Учебное заведение выбирается по принципу «лишь бы уйти», готова на училище согласиться. Всё просто и сложно одновременно. Травля. Короткое слово. Из-за этого слова я не читала книгу «Чучело» и не смотрела фильм, хватило аннотации.
Травля (буллинг) — это когда один человек умышленно и многократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо. Жертва может быть физически слабее, беднее или богаче своих преследователей, может иметь проблемы с речью или физические недостатки, у неё может быть мало друзей. Так или иначе, ей трудно себя защищать.
Переход в среднюю школу. Под конец летних каникул меня угораздило подцепить желтуху. Плавно влиться вместе со всеми в новый учебный процесс не получилось. Влетела туда стремительно во второй половине сентября. В первый же день, на первом же уроке, в первые же десять минут попадаю в немилость к учительнице-предметнику.
Был чудесный сентябрьский денёк, тёплый и сухой. Я пришла пораньше, нашла своих одноклассников и нужный кабинет. Мы все вместе вошли по звонку, встали у своих мест, поздоровались с учителем. Но сесть нам не разрешили. О. М. велела тем, кто в грязной обуви, выйти к доске и пошла по рядам проверять подошвы и наличие «первой» обуви в пакете под партой. У меня была очень чистая подошва, а вот пакета под партой не было.
— Где пакет с обувью?
— Я не переобувалась.
— Почему не вышла к доске?! — громовым голосом выкрикнула она.
Дальше в общих чертах. Нас человек пять без сменной обуви стоит у доски, и О. М. очень выразительно и громко, объясняет, что её любимые старшеклассники, которым принадлежит кабинет, выгребают за такими, как мы, кучи грязи. И все опустили головы. Так положено, когда на тебя орут (а это был ор), опускать голову. Но я не опустила. И мне дополнительно досталось за то, что я не опустила голову.
Два года она меня ненавидела. Не только меня. Но меня больше, потому что я не боялась. То есть, как не боялась… Меня трясло, даже когда я просто проходила мимо её кабинета. Но я всегда смотрела ей в глаза, не плакала, не опускала голову и не отвечала на провокации. Этот предмет я учила всё воскресенье (её урок всегда был первым в понедельник, чтобы воспитывать опоздавших), я знала его назубок. Но стоят ли эти знания так дорого, как платила я?
Через два года этот предмет стала вести другая учительница. В тот год, когда я переходила в десятый класс, О. М. должна была стать новым директором школы. И, кто знает, как это могло отразиться на мне и моём аттестате. А я точно знала, что она меня не забыла.
Боль можно причинять и угрозами, оскорблениями, а также распространяя некрасивые слухи и лживые утверждения. Преследователь выбирает слабое место у своей жертвы, потому что это даёт ему уверенность в своём превосходстве. Травлей не считается ситуация, при которой добровольно спорят два примерно равных по силе человека.
Моя сокурсница ушла из техникума, потому что её унижали «успешные и красивые» девочки. Она сильно замкнулась в себе и стала не очень адекватной.
Учительница многократно прилюдно оскорбляла выпускника за умственные способности и обещала двойку по своему предмету в аттестате. Мальчик повесился.
Бог Своим перстом записал на каменной скрижали шестым пунктом: «Не убивай». Но достаточно ли не стрелять в людей из автомата и не бить их палкой по голове, чтобы соблюсти Закон Божий?
Не всегда издевательства приводят к суициду. Но разве только о физической смерти говорит шестая заповедь? Если человеку долго и настойчиво говорить, что он ничего не стоящий, глупый и т. д., он становится таковым. Самооценка убита. Возможности роста и развития убиты. Покалечена жизнь. Намного ли это лучше смерти физической?
Я не топлю котят и не стреляю в воробьёв. Я не хожу с ножом по подворотням. Я не изготавливаю взрывчатку и не распространяю наркотики. Я не планирую зверское убийство. Но мои слова и моё отношение могут быть хуже и острее.
Дина Уткина