Слово «», использованное в еврейском тексте, чтобы обозначить глупого, более пятидесяти раз используется в книге Притчей. Оно обозначает человека упрямого и не слушающего ничьих советов. Речь идет не об интеллекте, вовсе нет. Можно обладать незаурядными интеллектуальны — ми способностями, но вести себя глупо. Глупость — это отношение к жизни, которое мы сами выбираем.
Человек «» никогда не заинтересован в мудрости, у него нет желания сосредотачиваться на ней (Притч.17:24). Он действует так, как будто мудрость обрести проще простого. Сам того не замечая, он выставляет свою глупость напоказ, как торговец рекламирует свой товар (Притч.13:17). Он никогда не признает своих ошибок (Притч.17:10).
Корень этой проблемы не в уме, а в духовности. Человек вновь и вновь с завидным упорством возвращается к собственной глупости (Притч.26:11). На самом деле он отвергает страх Божий (Притч.1:7).
Его поведение в обществе угрожающе, его упрямство становится опасным (Притч.17:12).
Поэтому мудрец советует отдалиться от глупого, ведь рядом с ним ты не найдешь ничего полезного для себя.
«Большой ум, если он служит пороку, становится проклятием для его обладателя и для всех, кто попадает в сферу его влияния» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 519). Пословица гласит: «С волками жить — по-волчьи выть». Нельзя выйти сухим из воды, нельзя находиться в плохой компании и остаться целым и невредимым. Необходимо понять, что так или иначе мы заразимся от тех, кто купается в своей глупости, как свинья в грязи.
Бог дал нам ум, чтобы мы выбирали, но наш ум должен быть руководим Святым Духом, чтобы этот выбор был правильным. Святой Дух всегда помогает в сложной задаче различения добра и зла (Евр.5:14; 3Цар.3:9). Только заручившись этой поддержкой свыше, мы сможем увидеть «различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3:18). То, что хорошо, может быть воспринято только духовно (1Кор.2:14), только силой, даруемой свыше, непостижимой Божьей милостью. Мы никогда не должны забывать, что «худые сообщества раз — вращают добрые нравы и характер, нравственные принципы размываются» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 589).
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Бог ожидает, что ты выберешь в друзья самых лучших. Те, с кем мы общаемся, делают нас лучше или хуже, а с кем общаться — это наш выбор.
Проси Бога, чтобы Он дал тебе мудрости удаляться от глупых и идти к тем, кто во всем руководствуется Божественными принципами.
«Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притч.14:7).