Что вырезали из сказок Андерсена?

Взрослые, которые издавали для советских детей сказки Андерсена, рассуждали примерно так же, как прадедушка мальчика Яльмара из сказки «Оле-Лукойе». Правда, их не смущали привинчивающиеся к небу звёзды, говорящие животные, игрушки и предметы обихода. Но было нечто, неукоснительно попадавшее под ножницы цензора, даже если это портило саму сказку и делало её непонятной.

Я очень вам признателен за то, что вы рассказываете мальчику сказки, но вы не должны извращать его понятий. Г. Х. Андерсен, «Оле-Лукойе»

Что интересно, та же тенденция сохраняется и в современных изданиях.

Читаю недавно купленную прекрасно иллюстрированную сказку «Дочь болотного царя» — и удивляюсь. У Андерсена жизнь главной героини Хельги изменилась после встречи со священником, который рассказал ей о Божьей любви, а злые чары спали с неё, когда она сама произнесла имя Иисуса Христа. Всё логично. В современном же пересказе вместо священника — «прекрасный юноша», а от чар Хельга освобождается… трудно сказать почему, из-за нервного потрясения, наверное:)

Ещё пример. Герду перед дворцом Снежной Королевы встречает снежное войско… и, тем не менее, девочка как-то проникает внутрь. Открываем полный текст. Ах, вот оно что! Оказывается, Герда произнесла молитву «Отче наш», и с неба к ней на помощь спустились ангелы…

Вообще у самых обаятельных героев Андерсена доброта неизменно связана с верой в Бога. Смелая маленькая Герда, спасшая Кая, Элиза из сказки «Дикие лебеди», которая была не только самой красивой, но и самой благочестивой в стране, Русалочка, которая хотела не только добиться любви Принца, но и получить бессмертную душу… То, что их отличает, — настоящая любовь, самоотверженная, жертвенная, которая делает их, хрупких и слабых, такими стойкими, решительными и смелыми. Андерсен знал, что эту любовь нельзя отделить от её источника — от Бога. Так любить учил Христос, и так любить не рекомендуют современные психологи. По их мнению, это крайность. Нужно, прежде всего, думать о себе. Интересно, что бы они посоветовали Русалочке? Да, наверное, вообще из моря не вылезать, а постараться наилучшим образом «самореализоваться» за отпущенные 300 лет.

У Андерсена есть и такие сказки и истории, которые можно назвать чисто богословскими и которые, разумеется, нам были вообще неизвестны: «Райский сад», «Ангел», «Сон», «Кое-что», «Колокол» и многие другие. Они были написаны, чтобы учить детей и взрослых добру и приближать их к Богу.

Но мы хотим получить одно добро, а без Бога как-нибудь обойтись, забыть о Нём. Мы старательно учимся быть счастливыми без Бога. Правда, получается пока плохо. Что вполне естественно — ведь у сказки под названием «Земная жизнь» счастливого конца без Бога быть не может.

Елена Тарасенко
www.ForU.ru