Мне почему-то кажется, что сделал он это утром. Ранним утром, когда все ещё спали, он вывесил на двери церкви документ, который повлёк за собой раскол Церкви, кровопролитные восстания, появление нового учения и 30 лет беспокойной жизни. Чудо, что его (автора) сразу же не сожгли на костре… Не дрожали ли его руки, не билось ли быстрее обычного его сердце? Понимал ли он, что этой бумагой бросает вызов всей Римско-католической церкви? Человека звали Мартин Лютер. Это было 31 октября 1517 года. Это день начала Реформации.
Начало пути
Чтобы понять, как он решился на такой отчаянный шаг, надо узнать его биографию. Мартин Лютер родился в семье богатого горожанина и получил хорошее образование. В 22 года он имел степень магистра искусств, начал изучать юриспруденцию. Однако гроза, заставшая молодого человека в пути, изменила его планы. Предание гласит, что до смерти испуганный этой грозой, он пообещал Богу стать монахом, если Тот сохранит его жизнь. Исполняя этот обет, он в скором времени вступил в орден августинцев, отличавшийся строгим уставом.
Обладавшего ясным и глубоким умом Лютера через несколько лет отправили преподавать логику и физику в новый университет в Виттенберге. Но он стремился познать Бога, поэтому одновременно с преподаванием сам получил степень доктора теологии. Несмотря на глубокие знания, общественно полезную деятельность и аскетичный образ жизни Лютер не чувствовал себя спасённым. Он тяготился сознанием своих грехов, сознавая, что ничем не может их искупить.
В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые увидел воочию развращённость римско-католического священства.
«Еретические взгляды»
В 1512 году Лютер получил степень доктора богословия. Составляя проповеди, он внимательно изучал Библию, которая в то время была доступна только для образованных людей, знающих латынь, греческий, еврейский и, кроме того, имеющих к ней доступ. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 гг. курсы лекций, посвящённых изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришёл к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной благодаря жертвенной смерти Христа.
В то время в мире господствовали совсем другие взгляды, насаждаемые католической церковью во главе с Папой Римским. Богослужения проходили на латинском языке, то есть были непонятны простым людям. Читать Священное Писание им также было запрещено. Это невежество в духовных вопросах создавало благоприятную почву для насаждения в народе заблуждений, выгодных священству. Одним из самых популярных злоупотреблений была продажа индульгенций — бумаг, которые якобы обеспечивали прощение грехов.
Именно против этого шарлатанства были направлены «95 тезисов» Мартина Лютера. Богослов резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний. Он отрицал распространение юрисдикции Папы на чистилище. Если бы Папа обладал властью вызволять души из чистилища, он должен был бы освободить оттуда всех безо всякой мзды. Таким образом, Лютер выступил не против злоупотребления индульгенциями, а против самой идеи индульгенций.
«Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие» (тезисы 27 и 28).
«Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение» (тезис 32).
«Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций» (тезис 36).
«Не хочу ни от чего отрекаться…»
Слух о тезисах распространился молниеносно, и в 1519 году Лютера вызывали на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он явился, несмотря на смертельную опасность. В диспуте Лютер выразил сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Когда ему предложили отречься от своих взглядов, он сказал: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».
Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и только Писание). Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом. Таким образом, лидер Реформации обращал сердца людей от множества человеческих традиций к первоисточнику христианской веры — к Библии, которая говорит: «Праведный верою жив будет» (Галатам 3:11); «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефесянам 2:8).
Несмотря на такие «еретические взгляды» Лютера не сожгли ни тогда, ни вообще. Он умер в собственной постели в возрасте 63 лет, переведя Библию на немецкий язык и таким образом сделав истину доступной для своего народа.
Анастасия Пачина
По материалам сайта ru.wikipedia.org