Многие уверены, что Библия абсолютно несовместима с наукой и противоположна здравому смыслу. Есть ли в этой Книге что-то кроме чудес, и могут ли её слова удовлетворить современных врачей?
Библия во многом отличается от других древних документов. Например, древние египтяне верили, что наша планета стоит на пяти огромных столбах. Хотя Моисей (тот самый, который вывел из Египта израильский народ) воспитывался во дворце фараона и получил прекрасное образование, вы напрасно будете искать упоминания о египетских верованиях в его текстах, как и другие общепринятые в то время идеи.
Или возьмём папирус Эберса — книгу по медицине, написанную в Египте примерно во времена Моисея. Обширный свиток содержит самые разные рецепты, к примеру: «От седых волос: смазывай волосы кровью чёрного телёнка, прокипячённой в масле, либо жиром гремучей змеи». Жертвы укусов ядовитых змей лечились «волшебной водой», которая становилась таковой после поливания ею идолов. Глубокие занозы врачевали кровью червей и ослиным навозом — то был верный способ умереть от столбняка, так как в испражнениях животных содержатся спорангии этого заболевания.
Хотя в целом медицина Египта была на высоком уровне, и многие знания мудрецов действительно приносили людям пользу, рецепты вроде этих сейчас вызывают лишь улыбку.
Указания Ветхого Завета относительно гигиены, санитарии и карантина инфекционных болезней уникальны. Такого вы не встретите во всей античной литературе. Эти указания более понятны современному читателю, чем лекарства на основе червей. Например, требование Бога, чтобы человеческие испражнения закапывались вне пределов походного лагеря (см. книга Второзаконие 23:12, 13), несомненно было на пользу здоровью.
В книге Левит (глава 13), есть отрывки, в которых точно описаны симптомы проказы и сказано, какие профилактические меры нужно предпринять, чтобы уберечься от неё: «Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углублённою в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым… Во все дни, доколе на нём язва, он должен быть нечист… он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Библия, книга Левит 13:2, 3, 46).
Один учёный замечает: «Этот текст тем более важен, ибо техническое описание болезни свидетельствует о древности текста, а также и потому, что в нём содержится первая формулировка принципов карантина и предохранительной медицины в случае проказы».
Во многих случаях медицинская практика евреев времён Моисея была лучше развита, чем в соседних странах. Хоть мы и должны помнить, что эти правила и указания были даны евреям в религиозном контексте, чтобы проверить истинность их веры, факт остаётся фактом: они отражают научно обоснованные принципы и процедуры.
Библия не «дитя своего времени», как говорят некоторые злоязычные критики. Повеления, которые в ней записаны, не засорены примитивными представлениями учёных того времени, именно потому, что их дал Бог, а не человек.
По книге дра Рубела Шелли «В защиту христианской веры»