Общаться. Как?

Способность общаться — одна из величайших радостей для человека. Но чтобы общение с людьми всегда приносило обеим сторонам позитивные эмоции, каждому из нас необходимо постоянно учиться общению, непрерывно практиковать свои навыки в этой области. Понимание законов общения принесёт нам пользу во всех областях жизни.

Что же происходит в сознании человека, когда он обрабатывает полученную информацию? Когда мы задаём кому-либо вопрос, у человека нет выбора, отвечать или не отвечать. Возможно, наш собеседник не произнесёт ответ вслух, но он обязательно ответит на заданный вопрос.

Продемонстрируем это на простом примере. Спросите себя: «Ты посещал Третьяковскую галерею?» Ваш мозг, несомненно, ответит либо «да», либо «нет». Представьте себе, что мы с вами сидим и беседуем. Я спрашиваю вас: «Какая погода ожидается в ближайшие дни?» Вы либо находите у себя в памяти точный ответ, либо говорите: «Не знаю».

Когда мы мысленно отвечаем «да», при положительном ответе у нас формируется положительный настрой. Произнесённое про себя «нет» означает отрицательный настрой. Точно так же происходит и с другими людьми. Поэтому, если мы желаем, чтобы наш собеседник был настроен положительно, нам нужно формулировать вопросы таким образом, чтобы они заведомо предполагали положительный ответ. Поэтому вместо вопроса: «Значит, вам не нравится читать исторические книги?» — лучше задать вопрос: «Вы предпочитаете книги на другую тему?» Как видите, перефразировать вопрос таким образом, чтобы собеседник ответил на него «да», достаточно просто.

Повысить вероятность положительного ответа можно с помощью таких выражений, как «ведь правда?», «не так ли?», «конечно же?» и многих других. Их можно использовать в любой части предложения, но действие подобных выражений эффективнее, если они стоят в конце предложения. Хотелось бы отметить и тот факт, что при частом употреблении эти выражения звучат искусственно. Поэтому при их использовании следует помнить о чувстве меры.

Что же происходит в сознании человека, когда он отвечает «нет»? Попробуйте при удобном случае сказать кому-то из ваших близких: «Пожалуйста, не сутулься». Прежде, чем человек выпрямит спину, пройдёт несколько секунд. Если же мы перефразируем эту же просьбу, исключив частичку «не»: «Выпрями спину, пожалуйста», то человек выполнит данную просьбу гораздо быстрее. В чём же кроется причина этого?

как общаться

Услышав руководство к действию, сформулированное как «не сутулиться», нужно вначале «вспомнить», что значит сутулиться. Замечали ли вы, что когда родители формулируют обращение к ребенку, используя частицу «не», то зачастую они получают обратный ожидаемому результат? Например, идя по улице, мама говорит малышу: «Не упади!», и именно после этой фразы ребёнок падает. Что же происходит в сознании малыша? Он вначале должен подумать о том, что значит упасть, а затем, что значит не упасть. Мозг маленьких детей не успевает своевременно обрабатывать информацию отрицательного характера. По той же причине часто, услышав: «Не разбрасывай игрушки!», малыш как бы назло родителям начинает разбрасывать свои игрушки ещё интенсивнее.

В любых ситуациях, когда вы хотите убедить в чём-то самого себя или другого, позитивные формулировки значительно повышают наши шансы получить согласие как собственное, так и собеседника. Если курильщик желает освободиться от никотиновой зависимости, то формулировка: «Я НЕ буду больше курить!» вряд ли ему поможет. Сознание воспринимает эту фразу как «буду курить, НЕ», так как нельзя осознать смысл фразы «не курить», не подумав о том, что значит курить. В данной ситуации лучше будет сказать себе: «Я буду свободен от никотина, буду дышать чистым, свежим воздухом, я стану чувствовать себя лучше, я буду абсолютно здоров». Нужно обязательно направлять своё внимание на конечный результат.

Внимательно проанализируйте, как вы общаетесь сами с собой, с друзьями или окружающими людьми. Как часто в речи взрослых встречаются частички «не»! Возьмите себе за правило следить за тем, чтобы ваши слова направляли вас к поставленной цели прямо, а не в обход частицы НЕ. Удачи вам!

Татьяна Кудашова

Loading

0 replies on “Общаться. Как?”