Куличи, раскрашенные яйца, постоянно повторяемая фраза «Христос воскрес!» — всё это возможно только раз в году на праздник Пасхи. В этом году Пасха выпадает на 1 мая — день всех трудящихся. Все мы знаем этот праздник, все мы воспринимаем его как исконно русский. Но давайте разберёмся, откуда пошёл этот праздник?
Как ни странно, изначально Пасха не была русским праздником. Более того, она не была даже праздником христианским. Ещё удивительнее то, что ни один из элементов современного празднования Пасхи не берёт своего начала от непосредственно самого праздника. Хотя, пожалуй, кроме одного. Но об этом чуть позже.
Итак, откуда же берёт своё начало Пасха? Может быть, для кого-то это будет сюрпризом, но изначально Пасха — иудейский праздник, который до сих пор отмечается евреями. Правда, сегодня христианская Пасха и еврейский Песах — два совершенно разных праздника.
Глубокие корни
Действительно, и христиане, и иудеи отмечают Пасху, однако смысл, который каждая из этих религий вкладывает в него, абсолютно разный. Сегодня для христиан Пасха — это повод вспомнить о воскресении Христа из мёртвых. Как мы знаем, перед Пасхой идёт Страстная неделя в память о последней неделе жизни Иисуса Христа на земле. На пятницу перед Пасхой выпадает смерть Христа, а на воскресенье — соответственно и воскресение, благодаря чему так в русском языке и называется этот день недели.
А вот еврейский праздник Пасхи появился за 1500 лет до зарождения христианства. Какой же был его первоначальный смысл?
Впервые мы сталкиваемся с этим праздником на страницах Библии, в 12-ой главе Книги Исход. Израильский народ вот-вот должен выйти из Египта, где он находился в рабстве более 400 лет. Чтобы фараон отпустил их, Бог уже поразил Египет девятью казнями — оставалась ещё одна. И вот перед последней казнью Бог даёт указание Моисею передать народу, что этой ночью каждая семья должна заколоть ягнёнка. Его кровью следовало помазать косяки дверей, чтобы десятая казнь миновала еврейские семьи. Мясо ягнёнка следует испечь на огне и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Съесть нужно за одну ночь, а то, что останется, — сжечь до восхода солнца. Более того, есть следовало так, будто с минуты на минуту весь народ должен выйти в путь — с посохом в руке, с обувью на ногах. На следующий день израильский народ действительно вышел из Египта. С тех пор праздник Песах (от евр. — миновал, прошёл мимо) для евреев обозначает спасение всего народа, его избавление от десятой казни и от рабства. По-другому его называют День свободы.
Так появился этот праздник, который до сих пор является, пожалуй, одним из самых известных религиозных праздников. Празднуют его миллионы людей по всему миру. Празднуют по-разному, вносят смысл разный, всё разное. Но что-то общее ведь должно быть, кроме самого названия?
Оно есть. И это самое главное, что содержится в Пасхе.
Самое главное
Сегодня евреи, празднуя Пасху, говорят: «Когда мы были в Египте…» Ни один из ныне живущих людей не был рабом в Египте, не вышел оттуда вместе с Моисеем. Прошло слишком много времени. Но современные евреи считают себя причастными к этому событию, потому что это был их народ, это их праотцы были рабами, которых Бог освободил из Египта. И не просто освободил, Он дал им жизнь, дал им будущее. Тогда, во время первой Пасхи, Бог спас целый народ. Это событие можно считать днём рождения Израиля как народа.
Через 1500 лет после первой Пасхи произошло событие, которое до сих пор не имеет аналогов в истории. На нашу землю пришёл Сам Бог. Пришёл в человеческой плоти. Пришёл, как человек. Родился от женщины, был младенцем, мальчиком, юношей, мужчиной. И в то же время был Богом. Он пришёл не просто так. Он пришёл, чтобы спасти каждого из нас от злобы, нечестия, неправоты, несправедливости, от всей этой наполненной беспросветной тьмой жизни. Он пришёл, чтобы спасти нас из этого мрачного, современного «Египта» несправедливости и унижения, как однажды Он спас целый народ. Он пришёл, чтобы умереть за нас. Он умер за нас, чтобы мы могли жить. Он воскрес, чтобы и мы были воскрешены для новой жизни.
В этом и заключается главный смысл праздника Пасхи — христианской или иудейской — Бог спасает. Это центр праздника, это его суть. Не раскрашенные яйца, куличи, пресные хлеба с горькими травами — самое главное в Боге, в том спасении, которое Он приносит и нам, людям, живущим в современном мире.
Каждый год дата празднования Пасхи меняется согласно церковному календарю. Но спасение, которое даёт Бог, — неизменно. Оно не зависит ни от церковного календаря, ни от настроения священника или пастора. Оно зависит только от тебя — согласен ли ты принять его?
Михаил Антонюк