Представьте себе, что вы пчела. Одним прекрасным весенним утром вы покидаете ваш улей в поисках еды и находите поле с огромным количеством вкусных ароматных цветов. Вы наполняете своё брюшко нектаром и летите назад в улей. Другие пчёлы ещё не знают, где найти изобилие, открытое вами. Вам не терпится рассказать им об этом, но как?
В начале XX века австрийский натуралист Карл фон Фриш, поражённый способом коллективной работы пчёл, начал тщательное изучение этих насекомых и обнаружил, что пчёлы общаются… при помощи танца. Хотя, если учесть, что все рабочие пчёлы — женские особи, то это не удивляет 🙂
Язык пчелиных танцев
Чтобы обозначить расположение источника пищи, отдалённого от улья, «разведчик» танцует на сотах внутри улья. Другие пчёлы собираются вокруг него и повторяют движения за танцором.
Если новый источник пищи находится недалеко, в пределах 50 м от улья, пчела делает круговые движения на поверхности сот. Она кружится два или три сантиметра, затем — в обратном направлении. Это говорит пчёлам, что еда находится неподалёку.
Если новый источник нектара или пыльцы находится далеко, «разведчик» вносит в танец искусные вариации. Пчела танцует в форме восьмёрки с прерывистыми движениями посередине фигуры.
Каждое движение «разведчика» имеет значение для других пчёл.
Это прекрасное исполнение пчёл-танцоров — поистине поразительное явление в мире насекомых. Когда мы рассматриваем сложные элементы танца и подробную информацию, которую передают и понимают, благодаря танцу, все пчёлы мира (фон Фриш потратил 20 лет на то, чтобы расшифровать их, и получил Нобелевскую премию за своё открытие), мы имеем полное право усомниться в серьёзности заявлений о том, что этот процесс мог эволюционировать.
Мог ли танец эволюционировать?
Давайте попробуем представить эволюцию системы. Пчела находит поле цветов. Она возвращается в свой улей, и никто больше не знает, где она наполнила своё брюшко. Да и сама пчела не может им рассказать. Поэтому она вынуждена ждать до тех пор, пока отдельные пчёлы случайно не окажутся на том же поле, либо она сама продолжает летать туда и назад в надежде, что кто-то за ней последует.
А сейчас представим, что однажды какая-то находчивая пчела смогла изобрести танец. Как она объяснит другим его значение? Как вообще она сможет объяснить связанную с танцем геометрию — что угол, под которым она проходит вдоль диаметра круга, равен углу между солнцем и источником пищи? Что если солнце успеет сесть до того, пока другие пчёлы поймут это? Каким об- разом пчела разъяснит своим соработникам, что изобрела один танец для источника питания неподалёку, а другой — для источника, находящегося вдалеке? Как она скажет им, что очень медленный изгиб её тела означает, что поле весьма далеко, а очень быстрый — показывает, что поле неподалёку? Как бы они узнали то, что если танцор движется вверх по сотам, в таком случае они должны лететь к солнцу, а если она направляется вниз, они должны лететь от солнца?
Что ещё важнее, если данная система общения медленно эволюционировала в течение долгого времени, то как бы выживали предки пчёл в этот период? И если они могли выжить без этого сложного метода, зачем было тогда его изобретать?
Среди чудес Божьего творения пчела — изумительное доказательство в пользу дизайна и цели Создателя. Точно скоординированный язык, использующийся для выживания пчёл, имеет слишком много важных и независимых частей системы, чтобы они хоть как-нибудь могли бы эволюционировать. Логика и здравый смысл подсказывают нам, что весь процесс целиком был характерен для пчёл во все времена, начиная от самого их создания. Как и сами пчёлы, он не мог эволюционировать.
По материалам сайта origins.org.ua