На протяжении всей истории одной из самых обсуждаемых тем среди христиан оставалась тема свободы.
На эту тему написано больше страниц, чем на любую другую, касающуюся религии.
Для некоторых, например, для Пелагия, богослова IV века, человек рождается без склонностей. Зло не наследуется как таковое. Следовательно, человек самостоятельно и беспрепятственно выбирает, служить Богу или отвергнуть Его.
Для Блаженного Августина, оппонента Пелагия, человек рождается с предопределением к спасению или погибели. Желание спастись — это нечто, что Бог вкладывает в мысли тех, кто, как Он знает, ответит на призыв. Обе позиции, доминировавшие в христианстве в течение долгого времени, породили множество богословских теорий и течений, которые отстаивают свои точки зрения, придавая им разные оттенки.
Но есть и третий взгляд на эту проблему. Он менее распространен, но более близок к библейскому тексту.
Все люди рождаются «грешниками без греха». Другими словами, они наследуют склонности своих родителей, хотя еще не совершили никаких действий, которые подтвердили их греховную природу. С рождения мы несем нестираемую отметку в нашем естестве, которая, как семя, ждет, когда создадутся благоприятные условия, чтобы прорасти. В таком понимании природа человека естественным образом склоняется ко злу, а не к добру. Следовательно, выбор, который совершает человек, обязательно обусловлен унаследованной греховной природой.
С другой стороны, правда и то, что наша жизнь предопределена, предопределена для спасения. Иначе говоря, Бог предусмотрел спасение для всех людей. Каждый человек решает, как он хочет жить.
Но как выбрать спасение, если мы по природе склонны ко злу? Апостол Павел пишет, что Христос умер, чтобы освободить нас.
Значит, в Иисусе Христе у нас есть шанс. Воплотившись, всесильный Бог ограничил Себя, чтобы дать нам возможность спастись. Как сказал однажды датский философ Серен Кьеркегор, «Бог, если можно так сказать, заключил Самого Себя в тюрьму собственного решения».
Хотя наша способность выбирать находится под влиянием зла, встречая Христа, мы можем быть настолько впечатлены Его благодатью, что Святой Дух сможет совершить чудо и изменить наши естественные греховные наклонности. Достаточно даже слабого желания, минимальной склонности, чтобы Бог совершил чудо обращения, повлиял на нашу способность выбирать и произвел в нас «и хотение и действие» (Флп.2:13).
Проси Бога направить твою волю. Без твоего разрешения Бог не может вмешиваться в твои решения.
«Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:17-18).