Большинство людей защищают свои права странными способами. Когда мы видим, что кто-то действует неправильно, то говорим ему, что необходимо изменить. Тем не менее, когда наступает наша очередь выслушивать замечания, мы смотрим на вещи другими глазами.
Уинстон Черчилль, выдающийся британский государственный и политический деятель, сказал: «Все выступают за свободу слова. Не проходит и дня, чтобы ее не превозносили. Но некоторые полагают, что они свободны говорить, что им вздумается, а если кто-то им возражает, то это досадная помеха».
Церковь во многом отражает мир, окружающий ее. Хотелось бы, чтобы она кардинально отличалась от него, но не получается. Порой мы обманываем самих себя, полагая, что совершенно непохожи на мирских людей, однако, если мы внимательно присмотримся к происходящему, то заметим, с какой легкостью прощаем себе то, что осуждаем в других.
Защита прав не имеет смысла, если не сопровождается столь же страстной защитой обязанностей. Права без обязанностей — это пустая болтовня.
Иисус говорит о свободе, но и об ответственности тоже. Свобода без ответственности — это красноречие без смысла. Тот, кто хочет стать по-настоящему свободным, должен взять на себя ответственность за что-то, ограничивающее его свободу узами ответственности. Так рождается парадокс, названный Иаковом «законом свободы».
Иисус призывает быть простыми, как голуби, но и мудрыми, как змеи (Матф.10:16). Это кажется противоречием, но не является таким, если за — думаться о том, что жизнь всегда колеблется между двумя полюсами. Кто хочет быть простым без мудрости, скоро поймет, что такая простота равна невежеству.
Иисус также учит, что если Бог стоит на первом месте (Матф.6:33), то мы не должны забывать о наших обязанностях и давать «кесарево кесарю» (Матф.22:21). Этим Он хочет сказать, что наша жизнь должна быть уравновешенной во всех наших начинаниях.
Во всех этих примерах мы наблюдаем один и тот же принцип: жить надо уравновешенно.
Чрезмерный акцент на правах извращает сам их смысл и заставляет потерять это равновесие.
Жизнь не белая и не черная, хотя часто представляется нам в контрастах. Мы должны учиться искать равноудаленные точки, которые позволят нам следовать примеру Иисуса Христа, Который никогда не впадал в крайности, возвещая о Своем Царстве.
Проси Бога научить тебя жить в равновесии и находить золотую середину между недостатком и избытком.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16).