Я имею такой недостаток, как периодически пописывать столбиком и в рифму. Не вошла пока в историю, но надеюсь, что немного отношусь к людям, которых называют творческими. Во всяком случае, зачастую таких людей притягиваю и с удовольствием вращаюсь среди любителей что-то создавать (от текста до вполне материального трёхмерного изделия). И, пожалуй, проблема, которая больше всего волнует такой особенный народ, даже в эпоху назревающего экономического кризиса, — это кризис «творческий»: что делать, когда не созидается, и как поймать за хвост вдохновение?
Я не могу сказать обо всех видах творчества, но если речь идёт о стихах, то у меня возникает встречный вопрос: а по какой причине период времени, когда я не пишу, является кризисом? Что плохого в этом отрезке молчания? Кто сказал, что поэт постоянно должен строчить, как фабрика стихов? Откуда вообще появляются стихи (идеи/сюжеты/картины)? Кто-то скажет «вдохновение», «Бог даёт», и я соглашусь. Но как это происходит, как Бог даёт? Крикнул с неба: «Эй, Жень, стой, на, держи!» — и всё, готово? Ахматова писала, что стихи растут «из сора». Что это за сор такой?
Я считаю, любой творческий «продукт» определённое время вынашивается. Тебе кажется, что это озарение, но на самом деле ты идёшь к нему, возможно, годами. Было такое стихотворение в моей жизни — «Что, если ты пожелаешь уйти», впоследствии ставшее песней благодаря музыке Юлии Авструб, — так вот, оно наскочило на меня весьма неожиданно. Я даже засекла время: текст вылился на бумагу фактически без черновика и исправлений ровно за две минуты. Однако этот выплеск был результатом сложных мучительных отношений в два года длиной. Словом, зачастую, если нет определённого жизненного этапа — нет и венчающих его сочных двух минут творчества.
К чему я это всё пишу? Основная мысль проста. Есть время, когда мы выплёскиваем (пишем), а есть время, когда мы накапливаем (ждём). Без одного невозможно другое. Если стихи не вынашиваются, они могут быть поверхностны и отдавать запахом штамповки. Поэтому время, когда я не создаю, — это время, данное мне Богом, чтобы копить. Впитывать. Слушать. Наблюдать. Я не считаю, не могу считать такое благословенное время кризисным. Это необходимое время.
Кризис для меня — это когда теряется связь с Богом, способность слышать. Когда идёшь по улице в магазин (горгаз, УФМС) — и в голове один магазин (горгаз, УФМС)… А какие по дороге деревья росли, какая погода была, какого цвета небо, ты и не заметил. Я не о том, чтобы в эти места не ходить. А о том, чтобы наблюдать по дороге, слушать: а вдруг Бог что-то скажет или покажет? И складывать в своё сердце — на потом, чтобы, когда оно достаточно наполнится (и, может статься, переполнится) — выдать, выдохнуть, выплеснуть некую сумму того, что накопил.
Женя Шабаева
* Некоторые изображения и/или фотографии на этой странице являются собственностью, охраняемой авторским правом, 123RF Limited, ее Спонсоров или Уполномоченных Партнеров, и используется с разрешением согласно с лицензией. Эти изображения и/или фотографии не могут быть скопированы или загружены без разрешения 123RF Limited